Защита прав потребителей клининговых услуг

Всё более востребованными на рынке услуг, оказываемых населению, являются услуги клининга.

Клининговые компании, а также предприниматели, оказывающие клининговые услуги населению, при осуществлении своей деятельности используют профессиональное оборудование, специальные приспособления и моющие средства. Именно эта особенность отличает клининг от обычной уборки помещений, которую жители квартир и частных домов осуществляют самостоятельно.

Поскольку клининговые услуги относятся к бытовому обслуживанию населения, потребителю таких услуг следует руководствоваться нормами законодательства, регулирующими отношения в сфере бытового обслуживания, в частности: Гражданского кодекса Российской Федерации; Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»; Постановления Правительства РФ от 21.09.2020 № 1514 «Об утверждении правил бытового обслуживания населения», а также ГОСТ Р 51870-2014 Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги профессиональной уборки — клининговые услуги.

Клининговые компании и индивидуальные предприниматели, оказывающие клининговые услуги, являются исполнителями по договорам об оказании услуг, а обращающиеся к ним граждане, соответственно, — заказчиками.

Исполнитель обязан довести до сведения потребителя следующую информацию:

— наименование своей организации, ее место нахождения, режим работы. Если исполнитель является индивидуальным предпринимателем, он предоставляет потребителю информацию о государственной регистрации с указанием наименования зарегистрировавшего его органа;

— деятельность по оказанию услуг клининга не подлежит обязательному лицензированию, однако не исключена возможность добровольного получения лицензии. При наличии лицензии исполнитель обязан довести до сведения потребителя данные о лицензии и органе, выдавшем ее;

— сведения об оказываемых клининговых услугах (выполняемых работах) — их перечень, формы и условия предоставления, сроки оказания (выполнения), при необходимости — данные о конкретном лице, которое будет оказывать услугу (выполнять работу), образцы договоров, квитанций, иных документов, образцы изготавливаемых изделий либо их эскизы. Исполнитель также обязан проинформировать потребителя о льготах для отдельных категорий граждан (при наличии таковых);

— требования, которые должны обеспечивать безопасность оказания услуги (выполняемой работы) для потребителя, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя. Исполнитель также обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется потребителю по первому его требованию.

Договор об оказании услуг оформляется в письменной форме (квитанция, иной документ) и должен содержать следующие сведения:

- фирменное наименование и место нахождения (адрес) организации-исполнителя (для индивидуального предпринимателя — фамилия, имя, отчество (при наличии), сведения о государственной регистрации), идентификационный номер налогоплательщика;

- вид услуги;

- цена услуги;

- отметка об оплате потребителем полной цены услуги (работы) либо о внесенном авансе при оформлении договора, если такая оплата была произведена;

- даты приема и исполнения заказа;

- другие необходимые данные, связанные со спецификой оказываемых услуг (выполняемых работ);

- должность лица, принявшего заказ, и его подпись, а также подпись потребителя, сдавшего заказ.

Один экземпляр договора о выполнении работ выдается исполнителем потребителю. Договор об оказании услуг в отношении услуги, исполняемой в присутствии потребителя, может оформляться также путем выдачи кассового чека, билета и др.

Исполнитель обязан выполнить работу в сроки, предусмотренные договором. В указанном договоре делается отметка о фактической дате выполнения работы.

При оказании услуг на дому у потребителя или в ином месте, указанном потребителем, исполнитель обеспечивает явку работника в согласованное с потребителем время, а потребитель обязан создать необходимые условия для выполнения работы.

Потребитель обязан в порядке и сроки, которые предусмотрены договором об оказании услуг (выполнении работ), с участием исполнителя осмотреть и принять выполненную работу (ее результат).

При обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе потребитель должен заявить об этом исполнителю. Указанные недостатки должны быть описаны в акте либо в ином документе, удостоверяющем приемку.

Отказ исполнителя либо потребителя от исполнения договора об оказании услуг возможен в порядке и случае, которые установлены статьей 782 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 32 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".

Потребитель, обнаруживший после приемки работы отступления в ней от договора об оказании услуг или иные недостатки, которые не могли быть установлены при обычном способе приемки (скрытые недостатки), в том числе такие, которые были умышленно скрыты исполнителем, обязан известить об этом исполнителя в разумный срок.

За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору об оказании услуг исполнитель несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации и договором.

За консультативной помощью по возникающим вопросам можно обратиться в Управление Роспотребнадзора по Рязанской области по телефону горячей линии 8-800-550-85-62.