Об ответственности за навязывание потребителям дополнительных услуг за плату.

 

Управление Роспотребнадзора по Рязанской области (далее – Управление) в связи с поступающими обращениями по вопросу нарушения прав потребителей при оказании дополнительных платных услуг по договорам возмездного оказания услуг разъясняет следующее.

Согласно ч. 3 ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон) продавец, исполнитель не вправе без получения согласия потребителя выполнять оказывать дополнительные услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких услуг, а если они оплачены, вправе потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы.

Согласие потребителя на оказание дополнительных услуг за плату оформляется исполнителем в письменной форме, если иное не предусмотрено законом. Обязанность доказать наличие такого согласия или обстоятельства, в силу которого такое согласие не требуется, возлагается на исполнителя.

 

Примеры навязывания дополнительных платных услуг без согласия потребителя:

- оформление дополнительной гарантии при покупке технически сложных товаров;

- заключение договора страхования с конкретной компанией при покупке автомобиля;

- навязывание Банком дополнительной услуги при получении потребительского кредита;

- установление дополнительных услуг, связанных с содержанием общего имущества дома при отсутствии их в перечне (установка систем видеонаблюдения, сигнализации, охраны);

- включение дополнительной страховки при заказе авиабилетов, проездных билетов через сеть Интернет и т.д.

Продавец (исполнитель) вправе предложить потребителю дополнительные услуги при условии, что потребитель письменно подтвердил свое согласие и не ограничивается в правах, предоставленных ему законодательством о защите прав потребителей.

 

Ответственность за навязывание услуг:

Навязывание услуг является нарушением права потребителя на свободный выбор товаров (работ, услуг), закрепленного, в том числе п. 1 ст. 421 ГК РФ, и влечет возмещение убытков, причиненных потребителю, в полном объеме

Если в рамках исполнения основного обязательства продавец (исполнитель) оказал дополнительные платные услуги, не заручившись письменным согласием на то потребителя, последний вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы.

Помимо этого, суд может возложить на продавца обязанность компенсировать потребителю моральный вред (ст. 15 Закона).

С 30 октября 2023 года вступили в силу поправки в Кодекс об административных правонарушениях (ст.14.8 КоАП РФ), согласно которым административная ответственность за навязывание потребителям дополнительных товаров, работ и услуг повлечет наложение административного штрафа в следующих размерах: на должностных лиц - от двух до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати до сорока тысяч рублей.

Предъявление претензии исполнителю:

В целях отказа от дополнительной платной услуги потребителю рекомендуется обратиться к   исполнителю с письменным заявлением об отказе от услуги и возврате уплаченных за неё денежных средств.

В случае если требования потребителя продавцом, исполнителем не были удовлетворены необходимо обратиться с мотивированной жалобой в Управление, указав все обстоятельства произошедшего и приложив (при наличии) имеющиеся доказательства.

За консультативной помощью по возникающим вопросам можно обратиться по телефону горячей линии Управления 8-800-100-22-62.