Защита прав потребителей при выполнении работ и оказании услуг

Защита прав потребителей при выполнении работ и оказании услуг

При разрешении вопросов защиты прав потребителей при выполнении работ и оказании услуг ключевыми моментами являются качество, а также, сроки выполнения работ и оказании услуг.

Законодательством о защите прав потребителей при регулировании отношений лиц, выполняющих работы и оказывающих услуги, и лиц, их потребляющих, уделено особое внимание ответственности лиц, выполняющих работы и оказывающих услуги, за несоблюдение указанных сроков, а также за выполнение работ ненадлежащего качества.

В соответствии со статьей 28 Закона РФ от 07.02.1992г №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон), при нарушении исполнителем сроков выполнения работы (оказания услуги) или если во время выполнения работы (оказания услуги) стало очевидным, что она не будет выполнена в срок, потребитель по своему выбору имеет право:

- назначить исполнителю новый срок;

- поручить выполнение работы (оказание услуги) третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;

- потребовать уменьшения цены за выполнение работы (оказание услуги);

- отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги);

- потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков выполнения работы (оказания услуги).

Новые сроки выполнения работы (оказания услуги) назначаются потребителем в одностороннем порядке. Исполнитель обязан руководствоваться новым сроком, установленный потребителем. Этот срок указывается в договоре либо в документе, подтверждающем его заключение (квитанция, заказ, накладная и т.д.) и скрепляется подписью потребителя и исполнителя.

Согласно пункту 1 со статьей 28 Закона, потребитель вправе потребовать уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги) при нарушении сроков выполненной работы (оказанной услуги) При предъявлении потребителем требования о соразмерном уменьшении цены выполненной работы (оказанной услуги) в расчет принимается цена выполненной работы (оказанной услуги) на момент предъявления потребителем требования об уценке или, если оно добровольно не было удовлетворено, на момент вынесения судом решения о соразмерном уменьшении цены. Исполнитель должен выполнить требования потребителя в определенный срок.

Если исполнитель нарушил сроки выполнения работы (оказания услуги), а также если во время выполнения работы (оказания услуги) стало очевидным, что она не будет выполнена (оказана) в срок и потребитель назначил новые сроки выполнения работы (оказания услуги), то исполнитель должен уплатить потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере 3% цены выполнения работы (оказания услуги). Если срок выполнения работы (оказания услуги) указан в днях, то неустойка берется с каждого дня просрочки и длительность просрочки определяется в днях. Если срок указан в часах, то неустойка берется с каждого часа просрочки и длительность определяется в часах.

В пункте 4 со статьей 28 Закона закреплено положение о том, что в случае расторжения договора выполнения работы выполнения работы (оказания услуги), в связи с нарушением срока выполнения работы (оказания услуги) исполнитель не вправе требовать возмещения своих затрат, понесенных им в связи с исполнением договора, а также платы за работу (услугу) с нарушением договорных сроков, кроме случая, когда потребитель принимает работу (услугу), невзирая на нарушение сроков ее исполнения. Принятие результата работы (услуги) говорит о том, что потребитель все еще заинтересован именно в данной работе (услуге) и будет ее использовать в дальнейшем, хотя такая работа (услуга) и выполнена (оказана ) с просрочкой. Таким образом, принятие работы (услуги) возлагает на потребителя обязанность ее оплатить. Одновременно принятие такой работы (услуги) не ограничивает право потребителя требовать от исполнителя возмещения убытков, причиненных ему в связи с просрочкой исполнения договора. В данном случае потребитель имеет право потребовать возмещения ему убытков за вычетом стоимости принятой им работы (услуги).

Согласно пункта 3 статьи 29 Закона потребитель имеет право предъявить требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги) при принятии выполненной работы (оказанной услуги) или в ходе выполнения работы (оказания услуги). В том случае, если недостатки выполненной работы (оказанной услуги) при ее принятии невозможно было обнаружить, потребитель вправе предъявлять требования только в том случае, если они были обнаружены в течение гарантийного срока, а при его отсутствии - в разумный срок, в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы (оказанной услуги) или пяти лет в отношении недостатков в строении и другом недвижимом имуществе.

За консультативной помощью по данным вопросам Вы всегда можете обратиться на телефон «горячей линии» Управления Роспотребнадзора 8-800-100-22-62.