Защита прав потребителей финансовых услуг
Финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, иная услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств потребителя.
Организации, которые оказывают финансовые услуги:
- банки;
- микрофинансовые организации в форме микрофинансовой компании или микрокредитной компании. Микрофинансовые компании вправе выдавать потребительские займы, сумма которых не превышает один миллион рублей, микрокредитные компании вправе выдавать займы до пятисот тысяч рублей.
- страховые компании;
- платежные агенты, страховые агенты;
- кредитные потребительские кооперативы;
- ломбарды и другие.
Законом Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребителям предоставлены такие права, как:
- право на получение необходимой и достоверной информации об исполнителе финансовых услуг и самих финансовых услугах, которая позволяла бы обеспечить потребителю возможность правильного выбора этих услуг;
- право на получение услуги, отвечающей требованиям безопасности, а именно, услуги, которая полностью бы исключила возможность причинения вреда имуществу (финансам) потребителя в ходе ее предоставления;
- право на самостоятельный и свободный выбор финансовой услуги, предусматривающее приобретение необходимой потребителю услуги без каких-либо дополнительных условий и оговорок;
- право по своему усмотрению обратиться за разрешением возникшего спора в один из нескольких судов, определенных гражданско-процессуальным законом (правило альтернативной подсудности).
Кроме того, в договор, заключаемый финансовой организацией с потребителем не могут быть включены условия, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей. Несоблюдение этого требования влечет за собой признание условий договора, ущемляющих права потребителей, недействительными.
Наиболее распространенными случаями нарушения прав потребителей финансовых услуг являются:
- непредоставление потребителю в момент заключения кредитного договора необходимой и достоверной информации относительно полной суммы, подлежащая выплате банку, графика погашения и т.п.;
- изменение банком процентной ставки по кредиту в сторону увеличения после заключения договора при отсутствии согласия заёмщика-потребителя;
- предоставление банку-кредитору права списать определенную сумму в безакцептом (бесспорном) порядке с любого счета заемщика-потребителя;
- включение в договор условий о взимании банком штрафа в случае досрочного погашения кредита;
- навязывание банком услуг по страхованию жизни и здоровья;
- невыплата страховой компанией полного страхового возмещения при наступлении страхового случая;
- невозврат страховой премии при отказе потребителя от договора страхования в «период охлаждения».
В компетенцию Управления Роспотребнадзора по Рязанской области входит осуществление контроля (надзора) за соблюдением финансовыми организациями обязательных требований в части непредоставления потребителям полной и достоверной информации об услуге, введения в заблуждение потребителей относительно потребительских свойств финансовой услуги, включения в договоры условий, ущемляющих права потребителей и в части навязывания дополнительных платных услуг потребителям.
Споры имущественного характера, возникающие между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями, разрешаются в суде в соответствии с требованиями гражданско-процессуального закона. Однако необходимо помнить, что в ряде случаев, предусмотренных Федеральным законом от 04.06.2018 №123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг», потребителям необходимо соблюсти обязательный досудебный порядок урегулирования имущественных споров с финансовыми организациями, путем направления обращения к финансовому уполномоченному.
За консультативной помощью по возникающим вопросам можно обратиться по телефону горячей линии Управления Роспотребнадзора по Рязанской области:
8-800-100-22-62.