Юридические услуги: реальная помощь или обман потребителей?
За последние годы существенно увеличилось количество обращений потребителей в Управление Роспотребнадзора по Рязанской области с жалобами на оказание юридических услуг.
Размер подтвержденного имущественного ущерба, причиненного потребителям недобросовестными действиями исполнителей юридических услуг, по данным Управления Роспотребнадзора за период с 2018 года составляет более 700 тыс. руб.
Указанная сумма ущерба учитывает только данные обратившихся в Управление Роспотребнадзора по Рязанской области потребителей. Реальный совокупный ущерб может быть выше.
Анализ обращений показывает, что рынок насыщен недобросовестными практиками, среди которых:
• завышенная стоимость услуг;
• навязывание услуг;
• юридические услуги оказывают явно не профессионалы;
• исполнение договора оказания услуг осуществляется формально;
• исполнители услуг препятствуют расторжению договора и возврату денег;
• исполнители предоставляют недостоверную информацию о том, что услуги оказываются бесплатно;
• гарантируется результат независимо от сложности вопроса;
• склонение уязвимых категорий граждан к подписанию договора на оказание дорогостоящих услуг.
Оказываемые услуги являются дорогостоящими, в отдельных случаях сумма по договору превышает 100 тыс. рублей, что абсолютно не обусловлено качеством данных услуг и их составом. Также применяется практика, когда в офисах юридических компаний заключаются кредитные договоры с потребителями. При этом, потребителя перед приходом на личную консультацию просят брать с собой паспорт, и прочие документы.
Договоры содержат незаконные защитные оговорки от расторжения и возврата денег (потребителю дают понять, что услуги оказаны и денежные средства возвращены не будут).
Навязывание дополнительных платных услуг, например, подготовка одновременно претензии, искового заявления в адрес продавца (исполнителя) без получения результата по добровольному рассмотрению претензии или подготовка жалоб в контрольные (надзорные) органы при нарушении имущественных прав потребителя.
Часто жертвами недобросовестных компаний, оказывающих юридические услуги, становятся социально уязвимые категории граждан, в том числе пожилые люди, которые в силу возраста и отсутствия специальных познаний не имеют возможности оценить необходимый объем и адекватную стоимость услуг.
В сети «Интернет» и на офлайн площадках часто распространяется информация о предоставлении якобы бесплатных юридических консультаций. После передачи персональных данных гражданин приглашается в офис, где с ним подписывают договор о дорогостоящих услугах.
В этой связи Управление Роспотребнадзора по Рязанской области обращает внимание потребителей на ряд рекомендаций.
-
Прежде чем заключать договор на оказание юридических услуг, необходимо изучить информацию об исполнителе.
-
Сведения об исполнителе юридических услуг должны быть доведены до потребителя в наглядном и доступном месте, а также содержаться в договоре.
-
Ознакомьтесь с отзывами клиентов, которые могут быть размещены, в том числе в Интернете, а также со стоимостью предлагаемых услуг и ценой аналогичных услуг у других лиц или организаций.
-
Внимательно изучите предмет и условия договора, сроки его исполнения. Если в договоре описаны только услуги такие как «составление проекта жалобы» или «составление претензии» в многочисленные государственные органы исполнительной власти, то это означает оплату только за эти документы.
-
Вместе с тем, образцы жалобы или претензии можно скачать в Интернете или оформить самостоятельно.
-
Откажитесь от подписания акта выполненных работ в момент заключения договора на оказание юридических услуг.
Обратите внимание на навязчивое предложение заключить договор на оказание юридических услуг. В таких случаях до граждан доводится заведомо ложная информация, например, о том, что они якобы получают выплаты не в том объеме, которые по закону положены им от государства и в этой связи предлагается составить заявления в органы государственной власти.
На практике каждый гражданин РФ вправе на бесплатной основе обращаться в письменной форме в государственные органы по возникшим проблемам.
Кроме этого, стоит задуматься над предложением лиц, оказывающих юридические услуги, получить кредит или займ для оплаты этих услуг, а также над обещаниями выиграть дело, после которого все потраченные клиентом на оплату юридических услуг деньги, будут возвращены.
Если исполнитель не предоставляет клиенту возможности ознакомиться с условиями договора или не позволяет сделать копию документа, не дает необходимых разъяснений, в этом случае договор лучше не заключать.
Даже если такой договоров подписан и внесена часть суммы, потребитель имеет право отказаться от исполнения договора и заявить требование о возврате уплаченных денежных средств.
Важно помнить, что согласно ст. 32 Закона РФ от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей» при отказе от услуги потребитель обязан оплатить исполнителю фактически понесенные расходы, связанные с выполнением обязательств по договору. Обратите внимание, что фактические расходы должны быть подтверждены соответствующими документами (например, подано исковое заявление в суд или предоставлен документ, подтверждающий выезд юриста в судебные органы и др.). При неудовлетворении требования потребителя о возврате уплаченных денежных средств, спор может быть разрешен только в судебном порядке.
При возникновении вопросов потребители могут обращаться на телефон горячей линии Управления Роспотребнадзора по Рязанской области: 8-800-100-22-62 либо в форме электронного документа: rzn@urpn62.ru.