Разъяснение о порядке реализации права граждан на обращение
В адрес Управления Роспотребнадзора по Рязанской области поступают многочисленные обращения граждан, подготовленные организациями/индивидуальными предпринимателями, оказывающими юридические услуги. Содержание данных обращений содержит исключительно ссылки на законодательство о защите прав потребителей и просьбу о возврате денежных средств.
Как следует из приложенных к обращениям документов, за подготовку заявлений в адрес Управления с потребителей взимаются значительные денежные средства.
Управление разъясняет, что право на обращение в органы государственной власти и местного самоуправления является неотъемлемым правом человека и гражданина в Российской Федерации.
В соответствии со ст. 33 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления регулируются Федеральным законом от 02.05.2006г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Федеральным законом установлены требования к письменному обращению. Гражданин в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свою фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.
Обращение также может быть направлено в форме электронного документа. В этом случае гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме.
Закон о порядке рассмотрения обращений граждан не требует обязательного указания в обращении ссылок на нарушенные хозяйствующими субъектами нормы права.
Кроме, того Управление не вправе в административном порядке обязать какой-либо хозяйствующий субъект выполнить имущественные требования потребителей, поскольку таким правом обладают исключительно органы судебной власти, реализующие свои полномочия в этой части в рамках гражданского судопроизводства.
В случае неудовлетворения требований потребителя добровольно, соответствующий спор может быть разрешен исключительно в рамках гражданского судопроизводства.
С соответствии с ч. 1 ст. 47 ГПК РФ до принятия решения судом первой инстанции Управление Роспотребнадзора по Рязанской области вступает в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу.