Протокол «Коллегия Роспотребнадзора от 25 сентября 2009 г.»


Протокол

Приложение
к протоколу заседания коллегии
Федеральной службы по
надзору в сфере защиты
прав потребителей и
благополучия человека
от 25 сентября 2009 г.

РЕШЕНИЕ

По отчету руководителя
Управления Роспотребнадзора по
Смоленской области В.Е. Крутилина
об организации работы по реализации
полномочий в сфере защиты
прав потребителей

Заслушав отчет руководителя Управления Роспотребнадзора по Смоленской области В.Е. Крутилина о результатах деятельности Управления в сфере государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований законодательства о защите прав потребителей в 2008 году и проделываемой в этом же направлении работе в текущем году, и приняв к сведению соответствующую информацию начальника Управления защиты прав потребителей О.В. Прусакова, посвященную анализу основных показателей деятельности данного территориального органа Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей за 2007-2008 г.г., коллегия Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целом отмечает, что в организации данной работы у Управления Роспотребнадзора по Смоленской области имеются существенные недостатки, а ее уровень явно отстает от тех задач, которые Управление должно перед собой ставить и объективно решать в приоритетном порядке. При этом по отдельным направлениям деятельности Управления Роспотребнадзора по Смоленской области, связанным с реализацией им соответствующих административных полномочий, констатируются недопустимо низкие показатели, позволяющие говорить об очевидной их неадекватности фактическому состоянию законности, сложившемуся на потребительском рынке области в целом и на отдельных его сегментах.

Так, по результатам деятельности за 2008 год, связанной с реализацией функций по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей, Управление Роспотребнадзора по Смоленской области имеет следующие основные показатели.

Общее число проведенных мероприятий по контролю за соблюдением хозяйствующими субъектами обязательных требований законодательства о защите прав потребителей в 2008 году по сравнению с 2007 годом снизилось на 28% (с 2582 до 1861), что на 4% «опережает» темпы снижения аналогичного показателя в целом по Российской Федерации (- 24%). Указанное связано с заметным уменьшением (с 1728 до 1160) как числа внеплановых, так и числа плановых проверок (с 854 до 701), тогда как в целом по России за 2008 год констатировано увеличение количества плановых проверок по отношению к внеплановым на 9,7%.

При этом к неудовлетворительным результатам деятельности Управления следует отнести фактически полное игнорирование в 2007-2008 г.г. целого ряда актуальных сфер защиты прав потребителей, что выражалось в единичных показателях проведения плановых мероприятий по контролю на таких сегментах потребительского рынка, как предоставление финансовых услуг населению, где в 2008 году было проведено только 4 проверки (в 2007 году – ни одной) и предоставление услуг связи, где в 2008 году в плановом порядке проверки не проводились совсем, а в 2007 году - была лишь одна проверка. В области же транспортного обслуживания населения и образовательной сфере плановые проверки на предмет соблюдения требований законодательства о защите прав потребителей не проводились как в 2007, так и в 2008 году.

Помимо этого, в Управлении Роспотребнадзора по Смоленской области отмечается низкий удельный вес обращений, по которым были приняты какие-либо меры. В 2008 году этот показатель составил 39 %, что на 3 % меньше соответствующего уровня 2007 года. При этом в 2008 году количество дел об административных правонарушениях, возбужденных по результатам рассмотрения обращений граждан, снизилось на 34% (с 486 до 320) при снижении количества поступивших обращений на нарушения прав потребителей на 27%.

Несмотря на конкретные и неоднократные указания Федеральной службы в части приоритета проведения административных расследований при возбуждении дел об административных правонарушениях в сфере защиты прав потребителей, при рассмотрении Управлением Роспотребнадзора по Смоленской области в 2008 году 8 обращений граждан по финансовым услугам ни одно из них не послужило поводом к проведению административного расследования. В сфере предоставления услуг ЖКХ при рассмотрении 161 обращения было возбуждено всего 31 дело, в сфере оказания туристских услуг – при 7 обращениях возбуждено 3 дела.

Полномочия, связанные с возможностью участия в судебной защите прав потребителей, Управлением Роспотребнадзора по Смоленской области в 2007 и 2008 годах также практически не реализовывались: в частности, было предъявлено лишь по одному иску в защиту неопределенного круга потребителей, а для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей в порядке, установленном ст. 47 ГПК РФ, Управление вступало в судебный процесс лишь 3 раза в 2008 г. и 1 раз - в 2007 г.

Помимо этого, отмечено, что при применении в 2008 году Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность за выявленные правонарушения в установленной сфере деятельности должностными лицами Управления Роспотребнадзора по Смоленской области возлагалась в основном на физических лиц (т.е. на граждан, работающих по соответствующим трудовым договорам у юридических лиц (в организациях) и у индивидуальных предпринимателей), что среди прочего свидетельствует о не всегда правильном определении субъекта соответствующей ответственности за нарушения законодательства о защите прав потребителей.

В результате, в общей сложности в 2008 году большинство постановлений по делу об административном правонарушении, связанных с наложением штрафных санкций, было вынесено в отношении граждан – физических лиц (3654 или 63%), а каждое пятое выносилось в отношении должностных лиц, не являющихся самостоятельными субъектами предпринимательской деятельности (1143 или 20%).

При этом доля дел об административных правонарушениях, приходящихся на индивидуальных предпринимателей, составила в целом лишь 16 % (952 дела), а на юридических лиц – менее 1 % от общего числа вынесенных постановлений о привлечении к административной ответственности (41 дело за весь 2008 год).

Указанные данные свидетельствуют о ненадлежащем подходе к применению мер административного воздействия на виновных лиц по фактам выявленных нарушений, что в свою очередь говорит об отсутствии эффективности осуществляемого Управлением Роспотребнадзора по Смоленской области государственного контроля (надзора) в сфере защиты прав потребителей и на потребительском рынке.

На основании изложенного, а также с учетом прозвучавших со стороны руководителя Управления Роспотребнадзора по Смоленской области В.Е. Крутилина ответов на заданные ему вопросы по существу отчета

КОЛЛЕГИЯ РЕШАЕТ:

1. Признать работу руководителя Управления Роспотребнадзора по Смоленской области В.Е. Крутилина по организации на территории Смоленской области государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований законодательства о защите прав потребителей и реализации связанных с этим административных и гражданско-правовых полномочий неудовлетворительной.

2. Руководителю Управления Роспотребнадзора по Смоленской области В.Е. Крутилину:

2.1 разработать план устранения недостатков в организации работы Управления Роспотребнадзора по Смоленской области по реализации полномочий в сфере защиты прав потребителей и представить его в 10-дневный срок в Роспотребнадзор;

2.2 по результатам работы управления в 2009 году в срок до 1 февраля 2010 года представить подробный отчет о реализации территориальным органом Роспотребнадзора полномочий в сфере защиты прав потребителей, в том числе по обеспечению соответствующего взаимодействия с ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Смоленской области».

3. Управлению защиты прав потребителей (О.В. Прусаков) по итогам анализа отчета Управления Роспотребнадзора по Смоленской области за 2009 год представить руководителю Роспотребнадзора Г.Г. Онищенко предложения, касающиеся проведения выездной проверки соответствующей деятельности Управления Роспотребнадзора по Смоленской области.

Руководитель,
Председатель коллегии

Г.Г. Онищенко

Ответственный секретарь коллегии

С. В. Белых