Право потребителя на получение информации об услугах предприятий общественного питания

Право потребителя на получение информации об услугах предприятий общественного питания

 

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Рязанской области информирует потребителей об особенностях оказания услуг в сфере общественного питания и типичные нарушения прав граждан в этой сфере.

Помимо ГК РФ и Закона РФ О защите прав потребителей от 07.02.1992г. № 2300-1 (далее – Закон), содержащих общие нормы о гарантиях прав потребителей и обязанностях предпринимателей, вопросы оказания услуг общественного питания в настоящее время урегулированы специальным подзаконным актом «Правилами оказания услуг общественного питания», утв. Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997г. № 1036. (далее – Правила). В соответствии с пунктом 3 указанных Правил услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания, типы которых, а для ресторанов и баров также их классы (люкс, высший, первый) определяются в соответствии с государственным стандартом.

Одной из особенностей оказания услуг общественного питания является то, что исполнитель обязан оказать услугу любому потребителю, обратившемуся к нему с намерением заказать услугу, на условиях, согласованных с исполнителем.
Организация или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги общественного питания (исполнитель), вправе самостоятельно устанавливать в местах оказания услуг правила поведения для потребителей, не противоречащие законодательству РФ, например, ограничение курения (пункт 5 Правил оказания услуг общественного питания).

В соответствии с пунктом 11 Правил оказания услуг общественного питания исполнитель обязан довести до сведения потребителя тип, класс и режим работы, а также (пункт 12 Правил оказания услуг общественного питания) обязан в наглядной и доступной форме довести необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, обеспечивающих возможность их правильного выбора, в том числе перечень услуг и условия их оказания, цены и условия оплаты услуг. В силу пункта 13 Правил оказания услуг общественного питания информация о продукции и об услугах доводится до сведения потребителей посредством меню, прейскурантов или иными способами, принятыми при оказании таких услуг. Исполнитель обязан оказать потребителю услуги общественного питания в согласованные с потребителем сроки и соответствующие обязательным требованиям к качеству. Одной из важных особенностей оказания услуг общественного питания является то, что к оказанию услуг, связанных непосредственно с процессом производства продукции общественного питания и обслуживанием потребителей, допускаются работники, прошедшие специальную подготовку и профилактические медицинские осмотры. Исполнитель наряду с оказанием собственно услуг общественного питания вправе предложить потребителю другие возмездные услуги (например, организация банкетов, праздничных мероприятий, доставка клиентов транспортом исполнителя и т. п.). При этом исполнитель не вправе навязывать потребителю дополнительные услуги, непосредственно не связанные с услугами общественного питания. Потребитель имеет право отказаться от предлагаемых услуг, непосредственно не связанных с услугами общественного питания. В соответствии с пунктом 26 Правил оказания услуг общественного питания потребитель вправе в любое время отказаться от заказанной им услуги при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов.

Среди распространенных нарушений прав граждан в сфере оказания услуг общественного питания являются:

1. Установление входной платы, как условия посещения заведения. Данное условие являются недействительным в соответствии с п.1 ст.16 Закона РФ «О защите прав потребителей». Кроме того, плата может браться только за какие-то услуги, например, за развлекательную программу. Полная информация о программе должна быть представлена так, чтобы потребитель сразу мог оценить, хочет он её смотреть или нет (исполнитель должен в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителей при заключении договоров необходимую и достоверную информацию, в т.ч. за что берется плата при входе, т.е. перечень таких услуг и условия их приобретения, что предусмотрено ст. 8, 10 Закона);

2. Отсутствие необходимой и достоверной информации в меню о пищевой ценности продукции общественного питания (калорийности, содержании белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов при добавлении их в процессе приготовления продукции), составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления пищевых добавок, биологически активных добавок), не доведение исполнителем до сведения потребителей Правил оказания услуг общественного питания, наименования организации и место их нахождения (адреса) на вывеске, что является нарушением прав потребителей на получение достоверной информации, установленных Законом РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»;

3. Установление предприятиями общественного питания имущественной ответственности за нечаянную порчу имущества (бой посуды и т.д.) на посетителей. Однако, в соответствии со ст. 210 ГК РФ именно собственник (организация или индивидуальный предприниматель) несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не установлено договором или законом, а в соответствии со ст. 211 ГК РФ собственник несет риск случайной гибели или случайного повреждения имущества. Однако, при выборе потребителем услуги перед заключением договора, информации о том, что он несет ответственность за порчу имущества, как правило, не предоставляется. А узнаёт он об этом только из меню (последняя страница), когда практически выбор услуги уже сделан. Вследствие этого, все риски случайной порчи имущества лежат на собственнике. Таким образом, условие о взимании штрафных санкций ущемляет права потребителя, установленные ст. 210, 211 ГК РФ, и на основании ст.16 Закона РФ «О защите прав потребителей» является недействительным.

Для защиты своих прав, первое, что Вам нужно будет сделать - это обратиться к исполнителю и сообщить ему о выявившихся недостатках. Если на Ваше устное замечание исполнитель не реагирует, то Вы можете обратиться на телефон «горячей линии» 8- 800- 100- 22- 62 в Управление Роспотребнадзора за консультативной помощью, либо с письменным заявлением.