Об изменениях законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Об изменениях законодательства в области обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения
В связи с вступлением в силу 21 октября 2011 года Федерального закона от 19.07.2011г. №248-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона «О техническом регулировании» (далее – Федеральный закон №248-ФЗ) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека своим письмом от 31.10.2011 №01/13750-1-32 «Об изменениях законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи со вступлением в силу Федерального закона от 19.07.2011г. №248-ФЗ» сообщает о следующих изменениях действующего законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.
I.Внесены изменения в Федеральный закон от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
1) В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 31 Федерального закона №248-ФЗ введено понятие санитарно-эпидемиологических требований, которые в действующей редакции абзаца десятого статьи 1 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон №52-ФЗ) определены как «обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации и техническими регламентами».
Согласно абзацу третьему статьи 1 Соглашения Таможенного союза по санитарным мерам между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 11.12.2009г. санитарно-эпидемиологический надзор (контроль) – деятельность уполномоченных органов, направленная на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушений обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами Таможенного союза и законодательством государств Сторон в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
В соответствии с абзацами вторым, третьим пункта 2 статьи 50 Федерального закона №52-ФЗ (в редакции подпунктов «а», «б» пункта 18 статьи 31 Федерального закона №248-ФЗ) при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований, а также о прекращении реализации не соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов.
2) В соответствии с пунктом 15 статьи 31 Федерального закона №248-ФЗ из пункта 2 статьи 40 Федерального закона №52-ФЗ исключены следующие виды деятельности, обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии на которые является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления данных видов деятельности:
· производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
· производство лекарственных средств;
· деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных болезней;
· деятельность, связанная с использованием источников ионизирующего излучения.
Таким образом, в целях лицензирования с 21 октября 2011 года возможна выдача санитарно-эпидемиологических заключений при осуществлении следующих видов деятельности:
§ медицинская и фармацевтическая деятельность;
§ деятельность в области обращения с ядерными материалами и радиоактивными веществами;
§ деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности;
§ образовательная деятельность.
При этом необходимо отметить, что в силу пункта 2 статьи 42 Федерального закона №52-ФЗ помимо вышеуказанных заключений также выдаются предусмотренные статьями 18, 20, 26 – 28 данного Федерального закона санитарно-эпидемиологические заключения не в целях лицензирования.
Кроме того, в соответствии с подпунктом 4 пункта 3.2 статьи 19 Федерального закона от 22.11.1995г. №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (в редакции Федерального закона от 18.07.2011г. №218-ФЗ) (далее – Федеральный закон № 171-ФЗ) для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции заявитель представляет в лицензирующий орган заключение специально уполномоченных государственных органов о соответствии стационарных торговых объектов и складских помещений заявителя санитарно-эпидемиологическим требованиям. В случае, если указанные документы не представлены заявителем, данные документы (сведения, содержащиеся в них) представляются по межведомственному запросу лицензирующего органа уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Из системного анализа пункта 2 статьи 42 Федерального закона №52-ФЗ в сложившейся правоприменительной системе не следует запрет на проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований помимо установленных Федеральным законом №52-ФЗ случаев, когда на основании указанных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований выдаются санитарно-эпидемиологические заключения.
В свою очередь, в соответствии с пунктом 1 статьи 42 Федерального закона №52-ФЗ санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований могут проводиться должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также экспертами и экспертными организациями, аккредитованными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Ввиду вышеизложенного, до внесения изменений в законодательство в случае получения заявлений юридических лиц о выдаче указанного в Федеральном законе №171-ФЗ заключения о соответствии стационарных торговых объектов и складских помещений санитарно-эпидемиологическим требованиям, территориальными органами Роспотребнадзора может выдаваться ответ в порядке, установленном для рассмотрения обращений граждан и юридических лиц, содержащий заключение о соответствии (несоответствии) стационарных торговых объектов и складских помещений заявителя санитарно-эпидемиологическим требованиям.
3) Согласно пункту 2 статьи 28 Федерального закона №52-ФЗ (в редакции пункта 12 статьи 31 Федерального закона №248-ФЗ) программы, методики и режимы воспитания и обучения детей допускаются к применению при наличии санитарно-эпидемиологических заключений.
Использование технических, аудиовизуальных и иных средств воспитания и обучения, учебной мебели, учебной и иной издательской продукции для детей осуществляется при условии их соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, что может быть проверено в ходе проведения мероприятий по контролю в порядке, установленном Федеральным законом от 26.12.2008г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
4) В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 статьи 31 Федерального закона №248-ФЗ утратил силу пункт 3 статьи 12 Федерального закона №52-ФЗ, предусматривавший предоставление земельных участков для строительства при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии предполагаемого использования земельных участков санитарным правилам.
II. Внесены изменения в Федеральный закон от 02.01.2000г. №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»
5) Подпунктом «б» пункта 10 статьи 36 Федерального закона №248-ФЗ отменено требование наличия оформленного в установленном порядке санитарного паспорта на специально предназначенные или специально оборудованные транспортные средства для перевозки пищевых продуктов, которое ранее содержалось в пункте 4 статьи 19 Федерального закона от 02.01.2000г. №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (далее – Федеральный закон №29-ФЗ).
Пункт 4 статьи 19 Федерального закона №29-ФЗ в редакции, действующей с 21 октября 2011 года, сформулирован следующим образом:
«Для перевозок пищевых продуктов должны использоваться специально предназначенные или специально оборудованные для таких целей транспортные средства».
Рассмотренные нормы, содержащиеся в Федеральных законах, в силу части 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации.
В свою очередь, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции (пункт 1 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997г. №1009).
В связи с вышеизложенным, указанные акты в части требований наличия санитарного паспорта на специально предназначенные или специально оборудованные транспортные средства для перевозки пищевых продуктов с 21 октября 2011 года не применяются.
Обязанность контроля технического и санитарно-гигиенического состояния указанных транспортных средств законодательством возложена на перевозчика.
III. Признан утратившим силу Федеральный закон от 05.12.1998г. №183-ФЗ «О государственном надзоре и контроле за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки»
7) В соответствии с пунктами 3, 7 статьи 48 Федерального закона №248-ФЗ признаны утратившими силу Федеральный закон от 05.12.1998г. №183-ФЗ «О государственном надзоре и контроле за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки» и статья 2 Федерального закона от 16 марта 2006 года №41-ФЗ «О внесении изменений в главу VI Закона Российской Федерации «О зерне», Федеральный закон «О государственном контроле за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
Таким образом, утратили силу положения об обязательной сертификации муки, макаронных и хлебобулочных изделий, а также запрет на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации указанной продукции в отсутствии сертификатов качества, предусмотренных вышеуказанными федеральными законами.
Соответствующие полномочия Роспотребнадзора, включая установленные Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004г. №322, и постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006г. №305 «О мерах по обеспечению государственного надзора и контроля за качеством и безопасностью крупы, муки, макаронных и хлебобулочных изделий» с 21 октября 2011 года не реализуются.
В вышеуказанные акты внесены изменения постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2011г. №845 «О Федеральной службе по аккредитации», вступающим в силу с 1 ноября 2011 года.
В соответствии с пунктом 2 Положения о порядке ввоза продукции (товаров), подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенную территорию Таможенного союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010г. №319, пунктом 3 Федерального закона от 27.12.2002г. №184-ФЗ «О техническом регулировании» и разделами 9110, 9149, 9282 Единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009г. №982, документом, подтверждающим установленные законодательством Таможенного союза ограничения в отношении муки, макаронных и хлебобулочных изделий является декларация о соответствии.
Территориальными органами Роспотребнадзора осуществляется текущий надзор за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий в пределах полномочий, установленных Федеральным законом № 52-ФЗ.