О защите прав потребителей при предоставлении услуг салонами красоты.

 

 

В последнее время увеличился спрос на предоставление услуг салонов красоты и парикмахерских, растет перечень оказываемых ими услуг. В тоже время посещение таких заведений может сопровождаться определенными рисками. Поэтому, не смотря на так называемый «индивидуальный» подход к каждому клиенту, оказание услуг в салонах красоты и парикмахерских должно соответствовать общим требованиям по качеству и безопасности, в частности требованиям ГОСТ Р 51142-2019 «Услуги бытовые. Услуги парикмахерских и салонов красоты. Общие технические условия», а также с соблюдением исполнителем своих обязанностей, предусмотренных Правилами бытового обслуживания населения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 21.08.2020 г. №1514 (далее - Правила №1514), Законом РФ от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон) особенно в части доведения до потребителя необходимой и достоверной информации.

В силу положения Правил №1514 и Закона, исполнитель обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Указанная информация размещается на вывеске.

Исполнитель - индивидуальный предприниматель обязан предоставить потребителю информацию о государственной регистрации с указанием наименования зарегистрировавшего его органа.

Также Правилами №1514 определен исчерпывающий перечень информации, которую исполнитель обязан своевременно доводить до сведения потребителей в наглядной и доступной форме, а именно:

-перечень оказываемых услуг и форм их предоставления;

-обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать услуги;

-сроки оказания услуг;

-данные о конкретном лице, которое будет оказывать услугу, если эти данные имеют значение, исходя из характера услуги;

-гарантийные сроки, если они установлены федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации или договором либо предусмотрены обычаем делового оборота;

-цены на оказываемые услуги, а также на используемые при этом материалы и сведения о порядке и форме оплаты; сведения о подтверждении соответствия услуг установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, его выдавший, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок её действия, наименование исполнителя, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший).

Отсутствие прейскуранта цен на оказываемые услуги в салонах красоты и парикмахерских или его непредставление потребителю часто приводит к тому, что потребитель узнает о стоимости услуги уже после её оказания и, как правило, в устной форме, что не соответствует требованиям Закона и Правил №1514. По этой причине, ещё до оказания услуги потребителю следует потребовать у исполнителя предоставления указанной выше информации. Салон красоты и парикмахерские в настоящее время предлагают потребителям разнообразный объём услуг, в том числе: маникюр, педикюр, стрижки, окраска и химическая завивка волос, услуги солярия, косметические услуги (макияж) и т.д.

В силу ст.4 Закона, исполнитель обязан оказать услугу, качество которой соответствует договору.

При обнаружении недостатков оказания некачественной услуги, Потребитель может потребовать:

- устранение недостатков на безвозмездной основе;

- пропорциональное уменьшение общей стоимости процедуры в соответствии с обнаруженными недостатками;

- возмещение трат, понесенных в процессе устранения недостатков оказанной услуги.

Потребитель также вправе расторгнуть договор об оказании услуги именно этим исполнителем в большинстве случаев не оформляется договор (квитанция) в соответствии с требованиями Правил №1514.

Нужно при этом отметить, что договор об оказании услуг оформляется в письменной форме (квитанция или иной документ) и должен содержать определенный перечень информации. Один экземпляр договора выдается исполнителем потребителю.

Несоблюдение исполнителем требований к письменной форме договора (квитанции) об оказании парикмахерских услуг, невыдача документа, подтверждающего заключение договора (кассовый чек) ограничивает возможность потребителя реализовать право на защиту своих интересов, возмещение морального и материального вреда, который может быть причинен при оказании некачественной парикмахерской услуги.

По требованию потребителя исполнитель обязан предоставить книгу отзывов и предложений, где потребитель вправе оставить претензию относительно качества оказанной парикмахерской услуги. Такая запись может стать одним из доказательств оказания потребителю услуги конкретным исполнителем, в конкретном салоне красоты или парикмахерской в случае не оформления исполнителем договора (квитанции) в письменном виде.

За консультативной помощью по возникающим вопросам можно обратиться по телефону горячей линии Управления Роспотребнадзора по Рязанской области горячей линии 8-800-550-85-62.