О вступлении в силу закона «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг»

Вступил в силу Федеральный закон от 04.06.2018 № 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг".

Федеральный закон определяет правовой статус уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг, порядок досудебного урегулирования финансовым уполномоченным споров между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями, а также правовые основы взаимодействия финансовых организаций с финансовым уполномоченным.

Под потребителем финансовых услуг понимается физическое лицо, являющееся стороной договора, либо лицом, в пользу которого заключен договор, либо лицом, которому оказывается финансовая услуга в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Финансовый уполномоченный будет рассматривать обращения граждан в отношении страховых организаций (кроме страховых организаций, осуществляющих исключительно ОМС), микрофинансовых организаций, кредитных потребкооперативов, ломбардов, кредитных организаций и негосударственных пенсионных фондов, а также финансовых организаций, взаимодействующих с ним на добровольной основе, если:

  • размер требований потребителя о взыскании денежных сумм не превышает 500 тыс. руб. либо если требования вытекают из нарушения страховщиком Закона об ОСАГО,
  • если со дня, когда потребитель узнал или должен был узнать о нарушении своего права, прошло не более 3 лет.

В указанном случае обращение потребителя к финансовому уполномоченному до подачи иска в суд обязательно.

До направления обращения финансовому уполномоченному потребитель финансовых услуг должен направить претензию в финансовую организацию (в письменной или электронной форме). После получения ответа либо в случае его неполучения по истечении установленного срока потребитель может обратиться к финансовому уполномоченному. Обращение можно подать в электронном виде, а также через МФЦ.

Законом установлены требования к оформлению таких обращений, определены процедура и сроки их рассмотрения, порядок взаимодействия финансовых уполномоченных с финансовыми организациями, перечень случаев, когда обращение не подлежит рассмотрению финансовым уполномоченным.

Решения финансовых омбудсменов обязательны для финансовых организаций. В случае их неисполнения финансовый уполномоченный будет выдавать потребителю исполнительный документ (удостоверение) для обращения к судебному приставу-исполнителю за принудительным исполнением. При этом за неисполнение в добровольном порядке решения финансового уполномоченного с финансовой организации может быть взыскан штраф (через суд).

В случае несогласия с решением финансового омбудсмена потребитель вправе обратиться в суд и заявить требования к финансовой организации по предмету, содержащемуся в обращении. Финансовая организация также сможет в судебном порядке обжаловать решение финансового уполномоченного в случае несогласия с ним.

Законом предусмотрено поэтапное введение для финансовых организаций обязанности по взаимодействию c финансовым уполномоченным: с 1 июня 2019 года - для страховых организаций, занимающихся ОСАГО, ДСАГО и страхованием средств наземного транспорта, с 28 ноября 2019 года - для страховых организаций в части иных видов страхования (кроме ОМС). С 1 января 2020 года такая обязанность появится у микрофинансовых организаций, а с 2021 года - у негосударственных пенсионных фондов, ломбардов, кредитных потребительских кооперативов и кредитных организаций.

Напоминаем, что по вопросам нарушений прав потребителей финансовых услуг в рамках Проекта Минфина России «Содействие повышению финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» работает круглосуточная горячая линия Роспотребнадзора.  Граждане могут задать свои вопросы по телефону: 8 800-100-29-26.