О работе с обращениями граждан в сфере защиты прав потребителей в 2016 году

О работе по обращениям граждан в сфере защиты прав потребителей в 2016 году

В 2016 году Управление Роспотребнадзора по Рязанской области рассмотрено в соответствии с действующим законодательством 1434 обращения по вопросам защиты прав потребителей.

Структура поступивших обращений следующая: на нарушения в сфере розничной торговли поступило 775 обращений, что составляет 54% от всех поступивших, нарушения, на качество оказания бытовых услуг – 154, в сфере жилищно-коммунальных услуг – 145. В сфере оказания финансовых услуг – 99 обращений, на услуги связи – 77 обращений, в сфере оказания туристских услуг – 40 обращений, на качество транспортных услуг поступило 15 обращений.

Основное количество жалоб и обращений поступило на нарушения прав потребителей в сфере розничной торговли, при обмене или возврате приобретенного некачественного товара (в частности просроченных продуктов питания, технически сложных товаров бытового назначения, мебели и т.д.), при получении необходимой и достоверной информации о товаре, изготовителе, при выполнении условий договора на оказание различного рода услуг, в том числе в сфере бытового обслуживания, оказания услуг связи.

По результатам рассмотрения :даны разъяснения в пределах установленной компетенции по 679 обращениям, проведены внеплановые проверки по 412 обращениям. По фактам нарушений прав потребителей возбуждено 459 административных дел, выдано 354 предписания, направлены материалы в суд. Направлено для рассмотрения по подведомственности в иные органы и организации 287, отозвано 54 обращения

В Управление Роспотребнадзора по Рязанской области письменные обращения поступают через общественную приемную, по почте, с электронной почты, с сайта Управления, в ходе личных приемов, проводимых руководителем Управления и его заместителями, начальниками территориальных отделов. В Управлении ежедневно работает «горячая линия» в течение 2016 года гражданам дано 1000 разъяснений на интересующие их вопросы. Большая часть задаваемых вопросов относится к сфере торговли, а именно о продаже товаров ненадлежащего качества, о возврате и обмене непродовольственных товаров, о продаже дистанционном способом; в сфере оказания услуг на бытовые услуги, финансовые и услуги связи, медицинские, услуги технического обслуживания и ремонта автомобилей, транспортные услуги, на все обращения даны консультации специалистов.

Управление обращает внимание, что с 1 января 2017 г. вступили в силу изменения в законодательстве в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), предусматривающие дополнительные условия проведения проверки, но распространяются они только на обращения и заявления граждан о нарушении прав потребителей.

Так, в соответствии с новой редакцией п.п. «в» п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» основанием для проведения внеплановой проверки является: «нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены)».

Следует отметить, что дополнительное требование о предварительном обращении к субъекту хозяйственной деятельности, нарушившему права потребителя, не распространяется на случаи поступления в Роспотребнадзор обращений и заявлений граждан о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан или причинения такого вреда, т.е. когда в обращении указывается на нарушения требований санитарного законодательства (СанПиНов и др.) и законодательства о техническом регулировании.