О нарушении прав потребителей при обмене сложных товаров


В Управление Роспотребнадзора по Рязанской области поступают многочисленные жалобы в связи с отказом «Продавца» в обмене технически сложных товаров (телевизоров, холодильников, пылесосов и тд.) при обнаружении «Потребителем» производственного дефекта в период гарантийного срока по причине утери в процессе эксплуатации товара его товарного вида.

Отказ «Продавца» в замене товара ненадлежащего качества по причине утраты им внешнего вида противоречит действующему законодательству.

Согласно п.6 ст.18 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992г. №2300-1 в отношении товара, на который установлен гарантийный срок, «Продавец» отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара «Потребителю» вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действия третьих лиц или непреодолимой силы.

В соответствии с п.1 ст. 21 Закона в случае обнаружения «Потребителем» недостатков товара и предъявления требования о его замене «Продавец» обязан заменить такой товар в семидневный срок со дня предъявления указанного требования «Потребителем», а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара «Продавцом» в течение двадцати дней со дня предъявления указанного требования.

В случае отсутствия у «Продавца» необходимого товара для замены «Продавец» обязан заменить такой товар в течение месяца, причем, если для замены требуется более семи дней, «Потребитель» вправе потребовать у «Продавца» безвозмездного предоставления в течение трех дней со дня предъявлений требования аналогичный товар во временное пользование. За исключением товаров длительного пользования, утвержденных Постановлением Правительства РФ №55 от 19.01.1998г., на который не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара.

При замене товара ненадлежащего качества гарантийный срок исчисляется согласно со ст. 21 Закона РФ «О защите прав потребителей» замены со дня передачи его «Потребителю».

«Потребитель» при обнаружении в товаре недостатка производственного характера в период гарантийного срока имеет право не только на аналогичную замену технически сложного товара, а также согласно ст.18 указанного закона «Потребитель» по своему выбору вправе потребовать:

- безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

- соразмерного уменьшения покупной цены;

- замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);

- замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

- расторжения договора купли-продажи. По требованию «Продавца» и за его счет «Потребитель» должен возвратить товар с недостатками.

При этом «Потребитель» вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.