О методических рекомендациях по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций

 

Роспотребнадзором разработаны и размещены на официальном сайте методические рекомендации об организации питания обучающихся в общеобразовательных организациях:

· МР «Рекомендации по организации горячего питания обучающихся общеобразовательных организаций» (2,79 Мб, .pdf).

· МР «Порядок организации родительского (общественного контроля) за организацией питания детей» (1,5 Мб, .pdf);

Рекомендации адресованы всем лицам, вовлечённым в процедуру нормирования и обеспечения питанием школьников в России, в том числе поставщикам продуктов для детского питания в общеобразовательные учреждения, организациям общественного питания, являющимся организаторами питания в общеобразовательных организациях, администрациям образовательных организаций, органам управления образованием, органам и учреждениям Роспотребнадзора.

Основной целью методических рекомендаций является обеспечение детей здоровым горячим питанием. 

Методические рекомендации содержат базовые меню для школьников, которые могут быть взяты за основу с учётом территориальных, национальных и других особенностей питания населения в регионах России. 

 

Первая смена обеспечивается завтраком, вторая - обедом. Предусмотрены длинные перемены для питания. Должно быть организовано двухразовое питание школьников при пребывании в общеобразовательном учреждении более 6 часов.

Рекомендации устанавливают продолжительность перемены для питания не менее 20 минут.

Завтрак школьников: рацион, организация, продолжительность, примерное меню. 

Первая смена в обязательном порядке обеспечивается завтраком, который организуется во вторую или третью перемены.  

Завтрак должен состоять из горячего блюда и напитка. Рекомендовано добавление к завтраку фруктов, ягод и овощей. 

Завтрак для обучающихся 1-4 класса должен содержать: 12-16 граммов белка, 12-16 граммов жира, 60-80 граммов углеводов

Завтрак для обучающихся старших классов должен содержать: 20-25 граммов белка, 20-25 граммов жира, 80-100 граммов углеводов. 

Ассортимент продуктов для приготовления завтрака должен быть разнообразным и может включать в себя крупяные и творожные блюда, мясные или рыбные блюда, молочные продукты, блюда из яиц, овощи, макаронные изделия и напитки.    

Обед учащихся: рацион, организация, продолжительность, примерное меню.  
Замена обеда завтраком не допускается. В случае двухразового питания школьников, продукты, используемые для приготовления обеда и завтрака, должны отличаться (не повторятся в течение дня). 
Обеденное меню учащихся включает в себя: 
- закуску - салат или свежие овощи; 
- горячее первое блюдо; 
- горячее второе блюдо; 
- напиток. 
     Обед в зависимости от возраста обучающихся должен содержать 20-25 граммов белков, 20-25 граммов жиров, 80-100 граммов углеводов. Обед целесообразно дополнять свежими фруктами или ягодами. При этом фрукты выдаются поштучно.

Меню, рекомендованные продукты, среднесуточные нормы продуктов.

Меню разрабатывается на период не менее 2-х учебных недель, с учётом норм калорийности, белков, жиров, углеводов, витаминов и микроэлементов. 
       Для обеспечения достаточной биологической ценности рекомендуется использовать следующие продукты: 
- продукты повышенной пищевой ценности, в том числе, продукты обогащённые витаминами, микроэлементами, пищевыми волокнами и биологически-активными веществами; 
- пищевые продукты с пониженным содержанием жира, соли и сахара.       
Содержание соли, вносимой в 1 блюдо, не должно превышать 1 грамма на человека. 
     Рекомендуется применять щадящие методы кулинарной обработки продуктов (варка, тушение, приготовление на пару, запекание), и исключать продукты с раздражающими свойствами. 
     В приложении к рекомендациям Роспотребнадзором разработаны среднесуточные нормы продуктов для школьников, которые следует соблюдать при планировании дневного и недельного рационов. 
Энергетическая ценность школьного меню.

Энергетическая ценность завтрака - 400-550 ккал (20-25 %% суточной калорийности) 
Энергетическая ценность обеда - 600-750 ккал (30-35% суточной калорийности)

Энергетическая ценность домашнего завтрака обучающихся в первую смену рекомендована для родителей на уровне 10 % от ежесуточного норматива.

 Методическими рекомендациями также предусмотрены вопросы мониторинга горячего питания, общественного контроля за организацией горячего питания, примерные меню, требования к пищеблокам и школьным столовым, нормативы продуктов на одного учащегося и другие требования к организации школьного питания. 

Родительский контроль за организацией питания детей в школе

Общая задача рекомендаций: организовать здоровое питание детей в школах при участии родительского контроля, провести информирование как детей, так и родителей о принципах здорового питания с целью организации аналогичного питания у школьника дома. 

При проведении родительского контроля за организацией питания детей в школе оценивается:

· соответствие блюд утверждённому меню;

· санитарно-техническая часть: содержание обеденного зала, мебели, посуды, наличие салфеток, наличие санитарной одежды у сотрудников раздающих готовые блюда;

· объем и вид пищевых отходов после приёма пищи; 

· вкусовые предпочтения детей, удовлетворенность ассортиментом и качеством потребляемых блюд;

· информирование родителей и детей о здоровом питании.

Оценка указанных показателей может осуществляться посредством анкетирования как родителей, так и детей. Итоги проверок родительского контроля обсуждаются на общеродительских собраниях и могут служить основанием для обращения в администрацию школы или к оператору питания.

То есть, есть шанс повлиять или изменить питание в школе в лучшую сторону.

А что же касается здорового и полноценного питания ребёнка дома, то Роспотребнадзор также дал рекомендации для родителей с указанием наиболее предпочтительных продуктов для питания детей дома. Методические рекомендации содержат информацию по группам витаминов и микроэлементам, с указанием продуктов, в которых они содержатся.

В качестве примера:

Железо (входит в состав гемоглобина): содержится в печени; говядине, желтке, зелени (шпинат, салат, петрушка...), помидоры, яблоки и т.д.

Соли натрия и калия (регуляторы воды в тканях): картофель, капуста, морковь, чернослив.

Витамин В1 (участвует в белковом обмене) при недостатке могут наблюдаться повышенная возбудимость, раздражительность, быстрая утомляемость: горох, фасоль, мясо, яйца, молоко, хлеб грубого помола (ржаной пшеничный) и пр.

Витамин А (имеет большое значение для растущего организма): масло, сливки; рыбий жир, икра, сельдь, яичный желток.

Витамин Д (участвует в минеральном обмене, способствуя. Правильному отложению солей в костях): печень рыб и животных; сельдь, желток, рыбий жир, сливочное масло и пр.

Сезонные ягоды, фрукты и овощи также влияют на укрепление иммунитета у ребенка.