О дорогостоящей косметике и косметических услугах в кредит.
Потребителям часто поступают предложения по телефону, в социальных сетях (мессенджерах) с предложениями посетить салон красоты и получить косметическую услугу на бесплатной основе в рамках рекламной акции.
Приглашение в салон красоты сопровождается настойчивой рекомендацией иметь при себе паспорт для подтверждения личности участника акции.
Потребителю, как правило, предлагается воспользоваться бесплатной демонстрацией косметологических услуг (массаж, «пилинг», уход за волосами и т.д.), после чего – заключить договор на предоставление аналогичных услуг в будущем.
В случае продажи косметики потребителя знакомят с тестовыми образцами, брошюрами, описанием «исключительных» потребительских свойств косметики. До подписания договора для усиления мотивации к совершению такой сделки потребителю может предоставляться «профессиональная» информация медицинского характера (о состоянии здоровья волос и кожи, развитии возможных заболеваний, необходимости профессионального ухода, составления плана лечения и т.п.).
Подобные договоры часто сознательно заключаются с использованием факторов (шумные, душные помещения, громкая или, напротив, успокаивающая музыка, использование ароматических средств и т.п.), которые отвлекают внимание потребителей, не дают им сосредоточиться, реально оценить потребительскую ценность и нужность предлагаемых товаров и услуг, соотнести их со своими финансовыми возможностями. Договорная документация по таким сделкам может носить сложный и запутанный характер, часть важной информации выносится в приложения либо «растворяется» в середине многостраничного договора, при этом используются специальные и непонятные потребителю термины. Одновременно потребителя торопят с подписанием договора, предлагают подписать документы после устного описания их содержания, изложенного мелким шрифтом.
Традиционно под воздействием недобросовестных практик попадают доверчивые потребители, а также люди пожилого возраста. После общения с родственниками и близкими людьми, а также внимательного ознакомления с условиями заключенных договоров (кредитного, купли - продажи, об оказании услуг) и ценами на аналогичные товары и услуги многие потребители пытаются расторгнуть заключенные договоры, на что, как правило, встречают категорический отказ со стороны продавца или исполнителя.
Таким образом, несмотря на то, что потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуг (с возвратом всех денежных средств за вычетом понесенных исполнителем расходов) или отказаться от договора купли-продажи, заключенного под влиянием заблуждения (неполучения всей необходимой информации о товаре), на практике это оказывается сделать непросто.
Недобросовестными продавцами и исполнителями используется целый ряд юридических уловок, которые существенно затрудняют достижение положительного исхода: представители продавца или исполнителя услуг отказываются получать письменные претензии и жалобы, в договорах не указывается действительный (реальный) адрес хозяйствующего субъекта, договорам присваиваются несвойственные названия, затрудняющие их идентификацию.
Рекомендуем потребителям:
- не спешите с принятием решения о покупке товаров (услуг). Оставьте себе время для просмотра отзывов о данном продавце (исполнителе услуги) и о предлагаемых товарах (услугах, в том числе о вашей финансовой возможности;
- прежде чем подписать договор необходимо внимательно изучить его условия. Подписывать документы «не читая» не рекомендуется, т.к. если договор подписан потребителем, то Гражданский Кодекс Российской Федерации расценивает это как согласие с предложенными условиями.
- потребитель вправе отказаться от исполнения договора оказания услуг в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по соответствующему договору (ст. 32 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей» далее – Закон № 2300-1).
- если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков (ст. 12 Закона №2300-1).
- иметь в виду, что, подписывая кредитный договор (заявление на получение кредита, график погашения кредита и т.п.), потребитель связывает себя договорными обязательствами с банком, что означает необходимость последующего погашения суммы кредита и уплаты процентов даже в том случае, если продавцу или исполнителю заявлено требование о расторжении договора и возврате денежных средств;
- следует знать, что, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 №2463 у потребителя отсутствует право на обмен (возврат) косметики надлежащего качества.
- помнить, что потребитель свободен в заключении договора, а понуждение к заключению договора не допускается.
За консультационной помощью по возникающим вопросам можно обратиться на телефон горячей линии Управления Роспотребнадзора по Рязанской области: 8-800-100-22-62 или по телефону Единого консультационного центра Роспотребнадзора 8-800-555-49-43