Итоги работы за 2020 год в сфере защиты прав потребителей

В 2020 году в Управлении Роспотребнадзора по Рязанской области рассмотрено 1695 обращений в сфере защиты прав потребителей. 

Из 866 обращений в сфере розничной торговли 654 пришлось на продажу непродовольственных товаров, в том числе на торговлю дистанционным способом (отсутствие информации об основных потребительских свойствах и адресе -167; по образцам - 36 и 212 обращений на продажу продовольственных товаров. Наиболее часто граждане обращались в связи  с нарушением Правил продажи технически сложных товаров бытового назначения, одежды, обуви и мебели. При продаже товаров дистанционном способом имело место отсутствие информации об основных потребительских свойствах товаров и адресе (месте нахождения) продавца, полном наименовании продавца, о месте изготовления товара, о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора, о порядке и сроках возврата товара надлежащего и ненадлежащего качества.

Из  829 рассмотренных обращений на предоставление услуг ведущее место (22,7%) занимали обращения на представление услуг связи (основные нарушения: подключение платных услуг без уведомления и согласия абонента; невыполнение условий договора по оказанию Интернет-услуг; необоснованное списание денежных средств со счета мобильного телефона и др.), на втором месте обращения на нарушения в сфере бытового обслуживания населения (17,3%) (основные нарушения: предоставление услуг ненадлежащего качества; нарушение сроков исполнения услуг; непредставление хозяйствующими субъектами информации о работах (услугах), их стоимости, исполнителях), третье место занимали обращения на услуги ЖКХ, их удельный вес составил (11.8%), доля обращений на деятельность на финансовом рынке составила (8,4%) (в сфере финансовых услуг отмечались следующие нарушения: ущемление и нарушение законных прав заемщиков, допускаемая банками при выдаче кредитов; непредставление полной и достоверной информации об условиях кредита; незаконное списание денежных средств с банковской карты; открытие сберегательного счёта; навязывание услуги по страхованию жизни при заключении кредитного договора; передача долга по кредиту в службу безопасности банка для взыскания денежных средств и др.), на туристские услуги (6,9%), гостиничные услуги (2,3%), медицинские услуги (2,2%), транспортные услуги (1,7%), услуги долевого строительства жилья (1,6%); услуги общественного питания (1,2%), прочие услуги (20,7%) (юридические услуги, гостиничные, культурно-развлекательные).

По результатам рассмотрения:

- даны разъяснения, в пределах установленной компетенции, проведены внеплановые проверки и административные расследования. По фактам нарушений, выявленных в результате проведения мероприятий по контролю, возбуждены административные дела, объявлены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

В защиту прав потребителей подано 27 исков в суд, из них: 4 в защиту неопределенного круга потребителей, 23 - в защиту прав конкретного потребителя (в сфере оказания юридических услуг, в сфере оказания медицинских услуг; в сфере бытового обслуживания населения; в сфере розничной торговли; в сфере оказания туристских услуг).

Управление привлекалось в качестве государственного органа, дающего заключение по делу в целях защиты прав потребителя в сфере жилищно-коммунальных услуг, розничной торговли, оказания финансовых и косметологических услуг. Дано 21 заключение в судах в целях защиты прав потребителей.

В результате помощи, оказанной специалистами Управления Роспотребнадзора по Рязанской области, в пользу потребителей присуждено денежных средств на сумму более 2 млн. рублей.

В рамках работы «горячей линии» за 2020 год по вопросам защиты прав потребителей    дано 1488 консультаций.

Управление Роспотребнадзора по Рязанской области напоминает гражданам о работе государственного информационного ресурса в сфере защиты прав потребителей ГИС ЗПП, в рамках которого Управлением в 2020 году  размещено 62 новостных материала, 24 нормативно-правовых акта.

ГИС ЗПП содержит исчерпывающую информацию по актуальным вопросам соблюдения потребительских прав. На портале размещена вся нормативная база по защите прав потребителей, включая региональные правовые акты, находящиеся на обсуждении законопроекты. В открытом доступе опубликована информация по всем органам и организациям Роспотребнадзора, а также общественным объединениям по защите прав потребителей, оказывающим консультативную и информационную поддержку. Также опубликованы в открытом доступе сведения о случаях нарушения требований технических регламентов с указанием конкретных фактов несоответствия продукции обязательным требованиям.

      Государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей можно использовать как в личных целях, так и в целях обеспечения деятельности хозяйствующих субъектов.

         В модуле «Виртуальная приемная» ГИС ЗПП потребители могут оставлять сообщения, касающиеся сферы защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров, оказания работ и услуг хозяйствующими субъектами. 

В Управлении Роспотребнадзора по Рязанской области работает «горячая линия» тел.8-800-100-22-62. Работа по защите прав потребителей продолжается.