Информация о правах потребителей при дистанционном приобретении товаров

На сегодняшний день совершение покупок через Интернет уже плотно вошло в нашу жизнь. На просторах информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» можно найти самые разные предложения по продажи товаров через маркетплейсы и интернет – магазины.

Интернет-магазин — это инструмент, который позволяет использовать различные каналы продаж, а маркетплейс — это один из каналов продаж размещенный только в Интернете.

Владелец агрегатора информации о товарах это - организация независимо от организационно-правовой формы либо индивидуальный предприниматель, которые являются владельцами программы для электронных вычислительных машин и (или) владельцами сайта и (или) страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и которые предоставляют потребителю в отношении определенного товара возможность одновременно ознакомиться с предложением продавца о заключении договора купли-продажи товара, заключить с продавцом договор купли-продажи, а также произвести предварительную оплату указанного товара путем наличных расчетов либо перевода денежных средств владельцу агрегатора, в рамках применяемых форм безналичных расчетов в соответствии с п. 3 ст. 16_1 Закона РФ от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон «О защите прав потребителей») и Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе".

Согласно п.п.1.2,1.3 ст.9 Закона «О защите прав потребителей» владелец агрегатора обязан довести до сведения потребителей информацию о себе и продавце (фирменное наименование (наименование), место нахождения (адрес), режим работы, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, фамилию, имя, отчество, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, а также об имеющихся изменениях в указанной информации.

Владелец агрегатора несет ответственность перед потребителем за предоставление недостоверной или неполной информации о товаре. В соответствии с п.п.2.1 п.2 ст. 12 Закона «О защите прав потребителей» владелец агрегатора несет ответственность за убытки, причиненные потребителю вследствие предоставления недостоверной или неполной информации о товаре или продавце, на основании которой потребителем был заключен договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг) с продавцом.

В п.2 ст.12 Закона «О защите потребителей» установлено, что по общему правилу продавец несет ответственность: за исполнение договора, заключенного потребителем с продавцом на основании предоставленной владельцем агрегатора информации о товаре или исполнителе; за соблюдением прав потребителей, нарушенных в результате передачи потребителю товара ненадлежащего качества; за обмен непродовольственного товара надлежащего качества на аналогичный товар. В то же время соглашением между владельцем

 

 агрегатора и продавцом ответственность в подобных случаях может быть возложена на владельца агрегатора.

Потребители вправе предъявлять требования к владельцу агрегатора о возврате предварительной оплаты товара. Наряду с требованием о возврате суммы предварительной оплаты товара потребитель должен направить владельцу агрегатора подтверждение направления продавцу уведомления об отказе от исполнения договора купли-продажи. Если иное не предусмотрено условиями пользовательского или иного соглашения потребителя с владельцем агрегатора, уведомление продавцу об отказе от исполнения договора купли-продажи может быть направлено владельцу агрегатора, который обязан направить его продавцу.

При этом владелец агрегатора вправе отказать потребителю в возврате суммы предварительной оплаты услуги при получении от продавца (исполнителя) подтверждения принятия потребителем товара при условии, что копия такого подтверждения была направлена владельцем агрегатора потребителю в течение десяти календарных дней со дня получения владельцем агрегатора требования о возврате суммы предварительной оплаты товара. В случае несогласия потребителя с представленными владельцем агрегатора доказательствами принятия потребителем товара потребитель вправе требовать возврата суммы произведенной им предварительной оплаты товара в рамках гражданского судопроизводства.

Согласно п.21 Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи утв. Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. N 2463 Продавец доводит до потребителя информацию о форме и способах направления претензий. В случае если такая информация продавцом не представлена, потребитель вправе направить претензию в любой форме и любым способом

Пунктом 24 Правил предусмотрено, что оплата товара потребителем путем перевода средств на счет третьего лица, указанного продавцом, не освобождает продавца от обязанности осуществить возврат уплаченной потребителем суммы при возврате потребителем товара как надлежащего, так и ненадлежащего качества.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Рязанской области информирует, что с 12 марта 2022 года работает внеплановая всероссийская «горячая линия» по защите прав потребителей, пострадавших от действий иностранных компаний, которые в одностороннем порядке прекратили взаимодействие с потребителями на территории Российской Федерации.

Потребители могут получить консультацию по телефонам:

В рабочие дни: понедельник - четверг - с 10-00 ч. до 17-00 ч.;

пятница - с 10-00 ч. до 16-00 ч.

Управление Роспотребнадзора по Рязанской области - 8-800-100-22-62;  92-37-30; 92-80-10; 98-63-37; 92-98-02.