Информация для потребителей при обнаружении недостатков в технически сложных товарах

Информация для потребителей при обнаружении недостатков в технически сложных товарах

 

В Управление Роспотребнадзора по Рязанской области поступают заявления потребителей по вопросу порядка действия, в случае обнаружения недостатков в технически сложном товаре.

В случае обнаружения недостатков в технически сложных товарах бытового назначения Потребителю необходимо обратиться к продавцу товара (изготовителю, уполномоченной организации и т.д.) с претензией. Рекомендуем обращаться с письменной претензией, составленной в двух экземплярах, в которой потребитель должен указать выявленные недостатки и сформулировать свои требования. Один экземпляр претензии вручается продавцу, либо направляется заказным письмом с уведомлением о вручении. В случае личного вручения претензии, на втором экземпляре, который остается у потребителя, продавец должен указать дату, Ф.И.О., должность, подпись лица, принявшего претензию, поставить печать или штамп продавца (при наличии).

Переченьтехнически сложных товаров утвержден Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 №924 (п.1 ст.18Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон).

Согласно преамбуле Закона,

Недостаток товара - несоответствие товара или обязательным требованиям, предусмотренным законом, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу или описанию при продаже товара по образцу и (или описанию).

Существенный недостаток - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

Если в технически сложном товаре обнаружен недостаток в течение 15 дней со дня его передачи потребителю, то потребитель вправе вернуть товар продавцу и потребовать возврата уплаченной за него суммы либо его замены на товар этой же или другой марки (модели, артикула) с перерасчетом покупной цены (абз.8 п.1 ст.18Закона). При этом неважно, насколько существенными были отступления от требований к качеству товара (п.38Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 №17).

По истечении 15 дней указанные выше требования потребителя подлежат удовлетворению, в случае (п.1 ст.18Закона; п.3 ст.503ГК РФ):

- обнаружение существенного недостатка товара;

- нарушение срока устранения недостатков товара (максимальный срок, определенный в письменном виде - 45 дней);

- невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

В связи с вашим обращением продавец вправе провести проверку качества товара. В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет (п.5 ст.18Закона). Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

Обратите внимание, если в результате экспертизы товара будет установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые продавец (изготовитель) не отвечает, потребитель обязан будет возместить продавцу (изготовителю) расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара (п.5 ст.18Закона; п.3 ст.503ГК РФ).

В соответствии со ст.19 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе предъявить вышеуказанные требования в отношении недостатков товара к продавцу, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.

Гарантийный срок товара, а также срок его службы исчисляется со дня передачи товара потребителю, если иное не предусмотрено договором. Если день передачи установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня изготовления товара.

При продаже товаров по образцам, по почте, а также в случаях, если момент заключения договора купли-продажи и момент передачи товара потребителю не совпадают, эти сроки исчисляются со дня доставки товара потребителю.

В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.

Если потребитель лишен возможности использовать товар вследствие обстоятельств, зависящих от продавца (например, товар нуждается в специальной установке, подключении, в нем имеются недостатки), гарантийный срок приостанавливается до устранения продавцом таких обстоятельств.

Гарантийные сроки могут устанавливаться на комплектующие изделия и составные части основного товара. Гарантийные сроки на комплектующие изделия и составные части исчисляются в том же порядке, что и гарантийный срок на основной товар.

В случае, если гарантийный срок составляет менее 2-х лет и недостатки обнаружены по истечении гарантийного срока, но в пределах 2-х лет то продавец (изготовитель) несет ответственность если потребитель докажет, что недостатки возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

Обнаружив в товаре существенный недостаток после истечения 2-х летнего срока с момента передачи товара потребителю, потребитель вправе требовать безвозмездного устранения недостатков товара. Требование может быть предъявлено только изготовителю товара либо к уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, или импортеру в течение срока службы, а если он не установлен, то в течение 10-ти лет со дня передачи товара потребителю (это касается только товаров длительного пользования). Кроме того потребитель обязан доказать, что недостаток возник до передачи товара потребителю или по причинам возникшим до этого момента. Если указанное требование не будет удовлетворено в течение 20-ти дней со дня его предъявления потребителем или выяснится, что обнаруженный недостаток является неустранимым, то потребитель вправе по своему выбору предъявить изготовителю и другим вышеуказанным лицам иные требования, указанные в п.3 ст.18 Закона или возвратить товар и потребовать возврата уплаченной денежной суммы.

За консультативной помощью по возникающим вопросам можно обратиться по телефону горячей линии Управления Роспотребнадзора по Рязанской области горячей линии 8-800-100-22-62.