Информация для потребителей по предоставлению финансовых услуг

 

Информация для потребителей по предоставлению финансовых услуг

 

Одним из приоритетных направлений деятельности Управления Роспотребнадзора по Рязанской области в 2014 году остается защита прав потребителей в сфере предоставления кредитно-финансовых услуг. Управление последовательно и систематически проводит работу, направленную на обеспечение прав потребителей на рынке финансовых услуг.

За текущий период 2014 года в Управление Роспотребнадзора по Рязанской области на нарушение прав потребителей в сфере оказания финансовых услуг поступило 89 обращений, из них 52 письменных, 37 рассмотрено в рамках работы Общественной приемной и «горячей линии».

Многочисленные жалобы поступают на нарушение прав потребителей при заключении кредитных договоров.

Чтобы предостеречь себя от неверных шагов и ошибок при вступлении в отношения с банками, прежде всего, необходимо самым внимательнейшим образом ознакомиться с условиями предоставления банками кредита.

 

Что необходимо знать потребителю при заключении кредитного договора

 

Правомерно ли установление условиями договора подсудности по месту нахождения банка?

Установление условиями договора территориальной подсудности по месту нахождения банка, на деле означающей рассмотрение всех споров исключительно по местам нахождения банка, тогда как в соответствии с действующим законодательством иски в защиту прав потребителей могут быть предъявлены в суды по выбору истца. Положения п.2 ст.17 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» предоставляют потребителю возможность самостоятельно определить суд, в котором будет рассматриваться его требование к банку.

 

Правомерно ли включение в кредитный договор условия о страховании жизни и здоровья?

Включение в кредитный договор условия страхования жизни и здоровья заемщика не нарушает прав потребителя, если заемщик имел возможность заключить договор и без названного условия, а также ему была предоставлена полная информация об условиях страхования, однако навязывание обязательного страхования жизни и здоровья заемщика в конкретных страховых компаниях, выбранных банками, также является нарушением прав потребителей, т.е. банк обусловил получение кредита необходимостью обязательного приобретения другой услуги - страхования жизни здоровья заемщика в конкретной страховой компании, что запрещается положениями п.2 ст.16 Закона РФ «О защите прав потребителей.

 

Может ли банк требовать досрочное погашение кредита (исполнения обязательств по кредиту)?

Положение кредитного договора с заёмщиком-гражданином о праве банка предъявить требование о досрочном исполнении обязательства по возврату кредита в случае ухудшения финансового положения заёмщика противоречит ч.4 ст.29Федерального закона от 02.12.1990 №395-1 «О банках и банковской деятельности», т.к. в соответствии с которыми кредитной организации запрещается в одностороннем порядке сокращать срок действия кредитного договора в отношениях с заемщиком.

 

На сколько обосновано взимание банком штрафа в случае отказа заемщика от получения кредита?

Согласно ст.25 и ст.32 Закона РФ «О защите прав потребителей» «Потребитель» имеет право в течение некоторого (как правило, незначительного) периода времени с момента заключения договора с исполнителем отказаться от исполнения договора без каких-либо негативных для себя последствий. Кроме того, ГК РФ в качестве общего правила устанавливает, что заёмщик вправе отказаться от получения кредита полностью или частично, уведомив об этом кредитора до определённого договором срока его предоставления.

 

Может ли банк изменять процентные ставки по кредиту, в том числе в сторону увеличения?

Недопустимо одностороннее изменение процентной ставки по кредиту, в том числе изменение процентной ставки в сторону увеличения без письменного согласия клиента. Согласно ст.310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. В соответствии с ч.4 ст.29 Федерального закона от 02.12.1990 №395-1 «О банках и банковской деятельности» кредитная организация не может в одностороннем порядке изменить размер комиссионного вознаграждения по совершаемым операциям, поэтому включение в договор условия, позволяющего банку в одностороннем порядке изменять размер вознаграждения за отдельные операции, совершаемые банком в рамках кредитного договора, не соответствует Закону и нарушает права потребителей.