Информация для потребителей о нечаянно разбитом товаре.

В Управление Роспотребнадзора по Рязанской области поступают телефонные звонки от граждан по вопросам правомерности администраторов супермаркетов требовать от покупателя оплатить стоимость нечаянно разбитого им товара.

При разрешении подобного вопроса следует руководствоваться Гражданским Кодексом РФ (в Федеральном законе от 07.02.92 №2300-1 «О защите прав потребителей» данный момент действительно не рассматривается). Гражданский Кодекс РФ содержит в себе две интересные нормы: ст.211 Гражданского Кодекса РФ «Риск случайной гибели имущества» и ст. 1064 «Общие основания ответственности за причинение вреда», сферу действия которых необходимо разграничить.

Согласно ст.211 Гражданского Кодекса РФ «риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором купли-продажи, риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю».

Следовательно, необходимо определить, кто являлся собственником товара в момент его повреждения или утраты. При розничной покупке в супермаркете между покупателем и продавцом письменный договор купли-продажи не заключается. Однако формой договора в данном случае согласно ст.493 Гражданского Кодекса РФ будет являться чек (или иной документ, подтверждающий факт оплаты).

Таким образом, до момента оплаты товара покупателем и получения от продавца чека собственником товара будет считаться магазин, и именно он будет отвечать за риск случайной гибели товара. Но после того как оплаченный товар оказывается в руках покупателя, он становится его собственностью.

За консультативной помощью по возникающим вопросам можно обратиться по телефону Единого консультационного центра Роспотребнадзора 8-800-555-49-43 или на телефон горячей линии Управления Роспотребнадзора по Рязанской области: 8-800-100-22-62.