Доклад О правоприменительной практике, типовых и массовых нарушениях обязательных требований в 1 полугодии 2017г.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

 

 

Управление Роспотребнадзора по Рязанской области

 

 

 

 

Доклад

 

О правоприменительной практике, типовых и массовых нарушениях обязательных требований за 1 полугодие 2017г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рязань,2017

 

О правоприменительной практике, типовых и массовых нарушениях обязательных требований.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в соответствии с Положением о Федеральной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно­ - эпидемиологического надзора (ст. 44 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Положение о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 г. № 476) и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей (Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», Положение о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 2 мая 2012 г. № 412).

При осуществлении федерального государственного санитарно­эпидемиологического надзора Роспотребнадзор в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2000 г. № 987 «О государственном надзоре в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов» осуществляет государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов за соответствием санитарно - эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, установленным нормативными документами, проводится контроль (надзор) за:

- пищевой ценностью пищевых продуктов;

- безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, парфюмерной и косметической продукции, средств и изделий для гигиены полости рта, а также табачных изделий;

- безопасностью условий разработки, подготовки к производству и изготовления продукции, ее хранения, транспортировки, реализации и употребления(использования);

- безопасностью услуг, оказываемых в сфере розничной торговли и сфере общественного питания;

- условиями утилизации или уничтожения некачественной, опасной продукции;

- организацией и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предотвращение заболеваний (отравлений) людей, связанных с употреблением (использованием) продукции;

- условиями и качеством питания населения.

Также Роспотребнадзор в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей осуществляет государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов.

При реализации функций по осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей Роспотребнадзор руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, постановлениями Правительства Российской Федерации, техническими регламентами, санитарными правилами, СанПинами, гигиеническими нормативами.

 

Правоприменительная практика законодательства

об организации и проведении государственного контроля (надзора) в

установленной сфере деятельности

 

С 2016г. Управлением Роспотребнадзора по Рязанской области планирование плановых проверок в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора осуществлялось с применением риск-ориентированной модели организации контрольно-надзорной деятельности.

Реализация риск-ориентированного надзора позволила пересмотреть методические подходы к планированию контрольно-надзорных мероприятий, выделить приоритеты и сконцентрировать усилия на проверке объектов предпринимательской деятельности с высоким потенциальным риском причинения вреда, прежде всего, здоровью человека.

Использовался единый порядок классификации объектов государственного надзора с учетом потенциального риска причинения вреда здоровью граждан в соответствии с:

Методическими рекомендациями «Классификация хозяйствующих субъектов и видов деятельности по потенциальному риску причинения вреда здоровью человека для организации плановых контрольно-надзорных мероприятий» (приказ Роспотребнадзора от 30 сентября 2015 г. № 1008).

Методическими рекомендациями «Расчет показателей, характеризующих численность населения под воздействием факторов потенциального риска причинения вреда здоровью человека объектами санитарно - эпидемиологического надзора» (приказ Роспотребнадзора от 7 октября 2015г. № 1025),

Методическими рекомендациями «Классификация пищевой продукции, обращаемой на рынке по риску причинения вреда здоровью и имущественных потерь потребителей для организации плановых контрольно-надзорных мероприятий» (приказ Роспотребнадзора от 18 января 2016 г. № 16).

Создан федеральный реестр субъектов и объектов надзора, на основе которого осуществляется планирование контрольно-надзорных мероприятий, сформированы перечни объектов государственного надзора, которым присвоены категории риска в соответствии с Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности.

Федеральный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и используемых ими производственных объектов позволяет распределять их по категориям потенциального риска причинения вреда здоровью населения, он актуализирован с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. № 806.

Организовано формирование, ведение и актуализация перечня объектов государственного надзора, которым присвоены категории риска, обеспечен мониторинг за формированием и ведением перечня объектов государственного надзора (приказ Роспотребнадзора от 5 сентября 2016 г. № 925 «О ведении и размещении на сайте Роспотребнадзора перечня объектов государственного надзора, которым присвоены категории риска»).

Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации утвержден перечень объектов государственного надзора, отнесенных к категории чрезвычайно высокого риска. Перечни объектов государственного надзора, отнесенных к категориям высокого и значительного риска, на территории региона, утверждены главным государственным санитарным врачом по Рязанской области.

В Управлении определен перечень должностных лиц, правомочных принимать решения по отнесению объектов государственного надзора к категориям среднего и умеренного риска.

Обеспечена доступность информации о подконтрольных объектах, подлежащих федеральному государственному санитарно-эпидемиологическому надзору. На официальном сайте Управления размещена информация из перечней объектов государственного надзора, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска.

Кроме того, внедрение Роспотребнадзором механизма профилактики нарушений обязательных требований должно косвенно способствовать соблюдению поднадзорными объектами обязательных требований и предотвращению ими типовых нарушений, что приведет к снижению ущерба охраняемым законом ценностям, таким, как жизнь и здоровье человека, материальный ущерб государству, гражданам и организациям, а также приведет к снижению административной нагрузки на бизнес за счет самостоятельного устранения нарушений, без проведения проверочных мероприятий.

За 6 месяцев 2017г. специалистами Управления проведено 1064 проверки (за аналогичный период 2016г. – 1108), из них 431 или 40,5% плановых и 633 или 59,5% внеплановых.

Правонарушения выявлялись по итогам 816 проверок, что составляет 76,7% от общего числа проверок.

По всем проверкам, в ходе которых выявлялись правонарушения, выдавались предписания ( в 100% случаев).

Управлением Роспотребнадзора по Рязанской области организована деятельность по осуществлению мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) (далее – Закон №294-ФЗ). За текущий период выдано 41 предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.

В ходе проведения проверок выявлено 4590 правонарушений: по результатам плановых проверок – 3322 (72,4%), по результатам внеплановых проверок – 1268 (27,6%).

В расчёте на одну проверку количество выявленных нарушений составило - 5,6, при этом, при плановых проверках выявлено 8,1 нарушений на одну проверку; при внеплановых – 3,1. Эти цифры превышают аналогичные показатели за 6 месяцев 2016г.

За 6 месяцев 2017г. специалистами Управления составлено 2258 протоколов об административных правонарушениях, из них по результатам административных расследований – 70. Применено 42 состава Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В отношении юридических лиц возбуждено 383 дела, в суды направлено 115 дел.

Из органов внутренних дел и прокуратуры поступило почти 400 материалов о возбуждении дел об административных правонарушениях.

Общее количество административных наказаний, вынесенных Управлением по итогам проверок и административных расследований (с учётом протоколов, поступивших из иных органов), составило 2498, из них в виде предупреждения – 130 и в виде штрафа – 2368 на сумму 12 млн. 410 тыс. рублей.

Судами по результатам направленных Управлением дел об административных правонарушениях вынесено более 80 постановлений о назначении административного наказания. Из них:

- по 17 делам вынесены решения о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности;

- по 23 делам – решения о назначении административного наказания в виде штрафа с конфискацией;

- по 8 делам вынесены предупреждения.

Общая сумма штрафов, вынесенных судом, составила 362,2 тыс. рублей.

Специалистами Управления за 6 месяцев 2017г. внесено 1109 представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (46,8% от общего количества вынесенных постановлений о назначении административного наказания в виде административного штрафа).

 

По результатам правоприменительной практики выявлены следующие проблемы применения отдельных положений Закона № 294-ФЗ:

· Статья 8 Закона № 294-ФЗ:

В соответствии с положениями части 1 статьи 8 Закона № 294-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны уведомить о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности уполномоченный или уполномоченные в соответствующей сфере деятельности орган (органы) государственного контроля (надзора).

Часть 2 статьи 8 Закона № 294-ФЗ определяет перечень видов предпринимательской деятельности, уведомление о начале которых в обязательном порядке предоставляются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими выполнение соответствующих работ и услуг.

Согласно части 5 статьи 8 Закона № 294-ФЗ уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности представляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в уполномоченный орган государственного контроля (надзора) непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг после государственной регистрации и постановки на учет в налоговом органе до начала фактического выполнения работ или предоставления услуг. Указанное уведомление может быть представлено в форме электронного документа.

В соответствии с положениями части 6, 7 статьи 8 Закона № 294-ФЗ дополнительно в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти сообщаются сведения о следующих изменениях:

- об изменении места нахождения юридического лица и (или) места фактического осуществления деятельности;

- об изменении места жительства индивидуального предпринимателя;

- о реорганизации юридического лица.

Вышеуказанные сведения представляются в уполномоченный орган государственного контроля (надзора) непосредственно либо через многофункциональный центр не позднее, чем в течение десяти рабочих дней с даты внесения соответствующих записей в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

По результатам анализа правоприменительной практики установлено, что существующий механизм контроля за предоставлением субъектами предпринимательской деятельности сведений об изменении места фактического осуществления деятельности, места нахождения юридического лица, а также контроля за предоставлением сведений в установленные законом сроки является недостаточным.

В связи с чем, целесообразно дополнить статью 19.7.5-1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях частью, предусматривающей ответственность за предоставление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности, содержащего неполные сведения или с нарушением сроков их представления.

Также по результатам анализа правоприменительной практики положений статьи 8 Закона № 294-ФЗ установлено, что за ее нарушения привлечение к административной ответственности по статье 19.7.5-1 КоАП РФ затруднено в связи с небольшим сроком привлечения к административной ответственности.

Так, согласно положениям части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. Дела об административных правонарушениях рассматриваются судом, соответственно, срок привлечения к административной ответственности составляет 3 месяца.

Однако, зачастую, указанный срок исключает возможность привлечения к административной ответственности, поскольку факт выявления правонарушения становится известен должностным лицам Роспотребнадзора при проведении надзорных мероприятий. Согласно правовой позиции судов, данный срок исчисляется с даты совершения правонарушения. Так, пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что невыполнение предусмотренной правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.

Соответственно, в случае выявления нарушения по истечении 3-х месяцев с даты фактического выполнения работ или услуг, лицо не привлекается к административной ответственности по статье 19.7.5-1 КоАП РФ в связи с истечением срока. В связи с изложенным, необходимо внесение изменений в КоАП РФ, предусматривающих, что правонарушения по статье 19.7.5-1 являются длящимися правонарушениями (считаются совершенными со дня обнаружения).

· Статья 9 Закона № 294-ФЗ:

В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 9 Закона № 294-ФЗ в ежегодных планах проведения плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей указываются наименования юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), фамилии, имена, отчества индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит плановым проверкам, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места фактического осуществления деятельности индивидуальными предпринимателями.

В то же время, в соответствии с типовой формой ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010г. №489, ежегодный план проведения плановых проверок предусматривает указание информации о месте (местах) фактического осуществления деятельности юридического лица, что не предусмотрено пунктом 1 части 4 статьи 9 Закона №294-ФЗ.

При формировании Управлением плана проведения плановых проверок не всегда известны фактические адреса в связи с их изменением, в основном, «сетевыми» юридическими лицами. Кроме этого, не редки случаи, когда на момент начала проведения плановой проверки деятельность по указанным в плане проверки фактическим адресам, как правило, не осуществляется хозяйствующим субъектом.

В этой связи, надлежит руководствоваться постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. №489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и оперативно вносить необходимые изменения указанных в ежегодном плане сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, в т.ч. в связи с изменением адреса места нахождения или адреса фактического осуществления деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Также следует отметить, что указанные выше нормы, устанавливая возможность проведения проверки как по месту нахождения постоянного действующего исполнительного органа юридического лица, так и по месту фактического осуществления деятельности, позволяют обеспечить необходимый уровень контроля в отношении хозяйствующих субъектов с развитой филиальной сетью.

При этом, из совокупного толкования статьи 8 с иными приведенными положениями Закона № 294-ФЗ не следует, что смена места нахождения или места фактического осуществления деятельности юридического лица путем ликвидации его прежнего филиала и создания нового является препятствием к проведению в отношении юридического лица плановой проверки до истечения трехлетнего срока с момента создания нового филиала. Иное означало бы возможность бесконтрольного осуществления юридическими лицами своей деятельности путем периодической смены ими места нахождения своих филиалов и структурных подразделений с целью ухода от проведения проверки.

При этом, Роспотребнадзор исходит из того, что положения статьи 8 Закона № 294-ФЗ касаются самих хозяйствующих субъектов, в отношении которых и проводится соответствующая проверка, а не филиалов или структурных подразделений, включенных в ежегодный план проведения плановых проверок.

В соответствии с частью 12 статьи 9 Закона № 294-ФЗ о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора) не позднее, чем за три рабочих дня до начала ее проведения, посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля или иным доступным способом.

Указанное правило, в силу положений части 2 статьи 13 Закона № 29-ФЗ и пункта 35 части 4 статьи 1 Закона № 294-ФЗ не применяется при организации и проведении внеплановых мероприятий по государственному надзору в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов.

В связи с чем, предварительное уведомление юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство пищевой продукции, и (или) оборот пищевой продукции и (или) оказание услуг общественного питания, о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется. Вместе с этим, данное требование должно быть исполнено с учетом положений части 3 статьи 14 закона № 294-ФЗ, согласно которых заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) вручаются под роспись руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений.

Наличие уполномоченного представителя должно обеспечиваться с учетом положений статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого. Полномочие может также явствовать из обстановки, в которой действует представитель (продавец в розничной торговле, кассир и т.п.).

Кроме этого, общее правило о надлежащем уведомлении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки может быть реализовано с учетом сложившейся судебной практики правоприменения статьи 25.15 КоАП РФ.

В частности, уведомление должно быть направлено заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Извещения, адресованные индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства, которое определяется на основании выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Место нахождения юридического лица, его филиала или представительства также определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц, а в случае, если от имени юридического лица действует представитель по доверенности, извещение также направляется по месту нахождения (месту жительства) представителя.

· Статья 10 Закона № 294-ФЗ

В соответствии с положениями пункта 1 части 2 статьи 10 Закона № 294- ФЗ одним из оснований проведения внеплановой выездной проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований.

Из анализа правоприменительной практики следует, что возникают ситуации, когда субъекты предпринимательской деятельности обращаются в Управление с мотивированными ходатайствами о продлении сроков исполнения ранее выданного предписания. При этом, имеют место случаи, по которым причины продления сроков можно охарактеризовать как уважительные (к примеру, отсутствие необходимого финансирования для учреждений здравоохранения и образования). Однако, законодательством не предусмотрено возможности продления сроков исполнения ранее выданного предписания.

В связи с изложенным, целесообразно внесение в Закон № 294-ФЗ положений, предусматривающих возможность в исключительных случаях принятия органом государственного контроля (надзора) на основании мотивированного решения, о продлении срока ранее выданного предписания.

Кроме этого, согласно положениям части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. Дела об административных правонарушениях рассматриваются судом, соответственно, срок привлечения к административной ответственности составляет 3 месяца.

В то же время, сроки проведения соответствующих процессуальных действий в рамках производства по делу об административном правонарушении в связи с невыполнением предписания, в том числе в целях обеспечения соблюдения прав и законных интересов лиц, привлекаемых к административной ответственности, а также соблюдения процессуальных требований КоАП РФ к мерам, обеспечивающим производство по данной категории дел, требует определенных временных затрат, зачастую, превышающих срок давности привлечения к административной ответственности (в том числе, направление в судебные органы для рассмотрения протокола об административном правонарушении и иных материалов дела, принятие его к производству, вызов лица, привлекаемого к административной ответственности, последующее рассмотрение дела).

В связи с изложенным, целесообразно рассмотреть вопрос о введении механизма приостановления течения срока давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, начиная с момента составления должностным лицом органа государственного контроля (надзора) протокола об административном правонарушении до дня его рассмотрения в суде.

· Статья 13 Закона № 294-ФЗ:

Срок проведения каждой из проверок, предусмотренных статьями 11 и 12 Закона № 294-ФЗ, не может превышать двадцать рабочих дней (часть 1 статьи 13 Закона № 294-ФЗ).

В части 4 статьи 13 Закона № 294-ФЗ определено, что срок проведения каждой из предусмотренных статьями 11 и 12 Закона проверок в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству юридического лица, при этом, общий срок проведения проверки не может превышать шестидесяти рабочих дней.

Следовательно, общий срок проведения проверки юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, не может превышать 60 рабочих дней. При этом, сохраняется правило о том, что сроки проверки устанавливаются отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению такого юридического лица.

В соответствии с частью 2 статьи 13 Закона № 294-ФЗ в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.

Предусмотренный в части 2 статьи 13 Закона № 294-ФЗ годичный период делает невозможным проведение проверки в отношении субъекта в случае проведения проверок в отношении него другим госорганом с использованием максимального количества часов. В связи с чем, целесообразно предусмотреть, что в срок проведения проверок должны засчитываться исключительно часы нахождения на проверке у подконтрольного субъекта органа государственного контроля (надзора).

Частью 3 статьи 13 Закона № 294-ФЗ предусмотрено продление срока проведения выездной плановой проверки в определенных случаях. Однако, в рамках внеплановой выездной проверки также возможно проведение сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, что требует дополнительного времени для завершения мероприятия по контролю. В связи с чем, необходимо распространить указанное положение для внеплановой выездной проверки по аналогичным основаниям.

 

 

 

 

Обзор правоприменительной практики подготовлен за 1 полугодие 2017 года по результатам контрольно-надзорной деятельности. Типичные нарушения и рекомендации по их устранению «как делать нужно»:

 

При осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора выявлялись нарушения санитарных правилСП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья»,допускаемые организациями общественного питания:

- пункт 2.2 - в организации общественного питания загрузка пищевых продуктов осуществляется со стороны двора жилого дома, с торца здания под окнами жилых квартир;

- пункт 2.6 - предприятие общественного питания использует контейнерную площадку многоквартирного жилого дома для сбора мусора и общие с ним контейнеры;

- пункт 3.1 - организации общественного питания не оборудованы внутренней системой водоснабжения и канализации;

- пункт 3.11 - канализация организации общественного питания, расположенной в жилом доме, объединена с внутридомовой хозяйственно-фекальной канализацией;

- пункт 3.14 - в организации отсутствует туалет и раковины для мытья рук посетителей;

- пункты 5.1, 8.1 - объемно-планировочными решениями помещений нарушена последовательность (поточность) технологических процессов, не исключены встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды;

- пункт 5.5 - отделка стен материалами, не предусматривающими возможность влажной уборки и дезинфекции, нарушение целостности отделки;

- пункт 5.13 - для уборки туалетов используется непромаркированный уборочный инвентарь, хранящийся совместно с другим уборочным инвентарем;

- пункт 5.16 - в организациях общественного питания не проводится косметический ремонт и покраска по мере необходимости;

- пункты 6.1, 6.11 - организация не обеспечена достаточным количеством необходимого оборудования и предметами материально-технического оснащения;

- пункт 6.5 - разделочный инвентарь организации (разделочные ножи и доски) не имеет специальную маркировку;

- пункт 6.19 - для мытья кухонной столовой посуды используется губчатый материал, качественная обработка которого невозможна;

- пункт 6.21 - отсутствие в моечном отделении инструкции о правилах мытья посуды и инвентаря с указанием концентраций и объемов применяемых моющих и дезинфицирующих средств;

- пункты 7.1, 7.23, 7.26 и 7.28 - нарушены условия хранения продуктов по видам продукции;

- пункт 8.19 - нарушение последовательности обработки яиц;

- пункт 9.1 - в установленном порядке не проводится бракераж (оценка качества полуфабрикатов, блюд и кулинарных изделий);

- пункт 13.4 - хранение личных вещей, верхней одежды персонала в рабочей зоне;

- пункт 14.1 - не проводится производственный контроль. Необходимо обратить внимание, что в соответствии со статьей 10 ТР ТС 021/2011 при осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой продукции, связанных с требованиями безопасности такой продукции, изготовитель должен разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП.

При проверках предприятий торговли и общественного питания, реализующих алкогольную продукцию, были установлены следующие нарушения требований Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»:

- отсутствие лицензии на право продажи алкогольной продукции;

- несоблюдение временных и пространственных (вблизи образовательных учреждений, на автозаправочных станциях) ограничений реализации алкогольной продукции;

- нарушение температурного режима хранения алкогольной продукции;

- реализация пива в нестационарных павильонах, на остановках общественного транспорта, рядом с детскими учреждениями;

- оборот алкогольной продукции без установленных сопроводительных документов;

- предоставление недостоверных сведений о ценах на алкогольную продукцию на ценниках и в прейскурантах;

- реализация пива с истекшим сроком годности;

- продажа алкогольной продукции дистанционным способом (через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет») в нарушение пункта 5 Правил продажи товаров дистанционным способом, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 №612;

- продажа алкогольной продукции несовершеннолетним;

- продажа «крепкого алкоголя» индивидуальными предпринимателями.

Основными типичными нарушениями, выявленными при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов являются следующие:

- не обеспечивается безопасность пищевой продукции в процессе её производства. В частности, при осуществлении процессов производства пищевой продукции производителями не разрабатываются, не внедряются и не поддерживаются процедуры, основанные на принципах ХАССП;

- в процессе производства продукции не осуществляется контроль за безопасностью изготавливаемой продукции;

- для обеспечения безопасности в процессе производства пищевой продукции изготовителями не определяются: перечень опасных факторов, которые могут привести в процессе производства (изготовления) к выпуску в обращение пищевой продукции, не соответствующей требованиям; перечень критических контрольных точек процесса производства; не ведется и не хранится документация о выполнении мероприятий по обеспечению безопасности пищевой продукции;

- допускается прием пищи непосредственно в производственных помещениях;

- изготовление продукции, не отвечающей требованиям по показателям идентификации, физико-химическим показателям;

- у работников, непосредственно контактирующих с пищевой продукцией, не пройдены обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры;

- допускается совместное хранение сырых продуктов и полуфабрикатов вместе с готовыми пищевыми продуктами, хранение испорченных пищевых продуктов вместе с доброкачественными;

- осуществляется хранение пищевых продуктов в складских помещениях, подсобных помещениях и т.п. без стеллажей, поддонов или подтоварников;

- подготовка, взвешивание и упаковка сырых и готовых к употреблению пищевых продуктов производится на одном оборудовании;

- допускается продажа продукции в отсутствие документов, подтверждающих ее качество;

- не обеспечивается безопасность пищевой продукции в процессе ее производства, в том числе по показателям безопасности пищевой продукции (микробиологические, санитарно-химические показатели);

- в процессе производства продукции не соблюдаются условия хранения и сроки годности продукции и сырья;

- процесс производства продукции не отвечает требованиям, обеспечивающим выпуск продукции соответствующего качества;

- допускается реализация продукции с нарушением целостности упаковки и в загрязненной таре, без этикеток, загнивших, испорченных, с нарушением целостности кожуры овощей и фруктов; не имеющей установленных сроков годности, а также с истекшими сроками годности;

- отсутствуют необходимые условия для соблюдения температурных и влажностных условий хранения продукции.

Для недопущения впредь нарушений при реализации алкогольной продукции необходимо в соответствии со ст.16 Федерального закона от 22.11.1995 N171-ФЗ О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции не допускать розничную продажу алкогольной продукции:

- в нестационарных торговых объектах;

- без сопроводительных документов, без информации, без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, без маркировки, с истекшим сроком годности.

При проверках реализации табачных изделий выявлены нарушения требований Федерального закона от 23.02.2013г. №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»:

- продажа табачных изделий в торговых предприятиях, расположенных в 100м зоне ограничения от территории, прилегающей к образовательным учреждениям;

- отсутствия прейскуранта цен на реализуемые табачные изделия;

-занижение минимальной розничной цены.

В ходе контрольно-надзорных мероприятий в отношении оздоровительных учреждений (загородные сезонные оздоровительные учреждения; лагеря труда и отдыха, оздоровительные учреждения с дневным пребыванием детей в период каникул на базе общеобразовательных организаций, санаторные учреждения) выявлялись нарушения СанПиН 2.4.4.3155-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей»; СанПиН 2.4.2.2842-11 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы лагерей труда и отдыха для подростков»; СанПиН 2.4.2.2843-11 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы детских санаториев»; СанПиН 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул».

Наиболее типичными нарушениями установленных требований являлись:

- несоответствие внутренней отделки различных помещений гигиеническим требованиям, нарушения правил режима уборки и обработки, содержания и оборудования помещений,

- некачественная уборка территории учреждения;

- несоблюдение правил товарного соседства при хранении продуктов; отсутствие маркировки на рабочем инвентаре, использование инвентаря не в соответствии с маркировкой;

- нарушение ведения медико-санитарной документации на пищеблоке;

- неудовлетворительные результаты лабораторного контроля проб готовых блюд, дезинфицирующих средств;

-непроведение в полном объеме профилактических, противоэпидемических мероприятий.

Для недопущения впредь вышеуказанных нарушений необходимо обеспечить безусловное соблюдение требований санитарного законодательства:

- обеспечить соответствие внутренней отделки помещений гигиеническим требованиям (гладкость и целостность поверхностей, отсутствие дефектов, возможность проведения уборки с применением моющих и дезинфицирующих средств);

- соблюдать санитарно-эпидемиологические требования к режиму уборки и обработки помещений, оборудования и инвентаря;

- ежедневно проводить качественную уборку, очистку территории учреждения;

- обеспечить соблюдение правил товарного соседства при хранении продуктов; маркировку всего имеющегося оборудования и инвентаря, использовать инвентарь строго по назначению в соответствии с маркировкой;

- регулярно вести медико-санитарную документацию на пищеблоке согласно установленной санитарными правилами форме;

- соблюдать технологию приготовления блюд и правила обработки продуктов;

- проводить в полном объеме профилактические, противоэпидемические мероприятия.

При проверках выявляется неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние отдельных производственных и санитарно-бытовых помещений, а именно: не производится своевременно необходимый косметический ремонт помещений и коммуникаций, что является нарушением требований ст.24 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта: согласно п.1при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятияи обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Выявлены следующие нарушения требований СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» при организации деятельности кабинета предрейсового медосмотра водителей :кабинет предрейсового медосмотра укомплектован не медицинской мебелью, покрытие пола имеет дефекты, кабинет предрейсового медосмотра не обеспечен подводкой горячей воды; в кабинете, где проводится обработка инструментов, не предусмотрена отдельная раковина для мытья рук или двугнездная мойка; не проводится стерилизация изделий многократного применения, имеющих контакт со слизистой оболочкой (мундштуки к алкотестеру); емкости с рабочими растворами дезинфекционных средств не снабжены плотно прилегающими крышками, не имеют надписи на этикетках, указывающих предельный срок годности раствора; уборочный инвентарь хранится в рабочем кабинете; медицинский персонал не обеспечен достаточным количеством эффективных средств для мытья и обеззараживания рук, а также средствами для ухода за кожей рук; отсутствует дозатор для жидкого мыла.

Согласно СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»:

- Пункт 4.2. Поверхность стен, полов и потолков помещений должна быть гладкой, без дефектов, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к обработке моющими и дезинфицирующими средствами.

- Пункт 4.3. Покрытие пола должно плотно прилегать к основанию. Сопряжение стен и полов должно иметь закругленное сечение, стыки должны быть герметичными. При использовании линолеумных покрытий края линолеума у стен могут быть подведены под плинтусы или возведены на стены. Швы примыкающих друг к другу листов линолеума должны быть пропаяны.

- Пункт 5.5. Во врачебных кабинетах, комнатах и кабинетах персонала должны быть установлены умывальники с подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями.

- Пункт 5.8. В кабинетах, где проводится обработка инструментов, следует предусматривать отдельную раковину для мытья рук или двугнездную раковину (мойку).

- Пункт 2.1. Медицинские изделия многократного применения подлежат последовательно: дезинфекции, предстерилизационной очистке, стерилизации, последующему хранению в условиях, исключающих вторичную контаминацию микроорганизмами.

- Пункт 8.8. В лечебных, диагностических и вспомогательных помещениях, кроме административных, должна использоваться медицинская мебель. Наружная и внутренняя поверхность медицинской мебели должна быть гладкой и выполнена из материалов, устойчивых к воздействию моющих и дезинфицирующих средств.

- Пункт 11.11. Хранение уборочного инвентаря необходимо осуществлять в специально выделенном помещении или шкафу вне помещений рабочих кабинетов.

- Пункт 12.3. Медицинский персонал должен быть обеспечен в достаточном количестве эффективными средствами для мытья и обеззараживания рук, а также средствами для ухода за кожей рук (кремы, лосьоны, бальзамы и др.) для снижения риска возникновения контактных дерматитов.

- Пункт 12.4.3. Для мытья рук применяют жидкое мыло с помощью дозатора (диспенсера).

- Пункт 11.3. Емкости с рабочими растворами дезинфекционных средств должны быть снабжены плотно прилегающими крышками, иметь четкие надписи или этикетки с указанием средства, его концентрации, назначения, даты приготовления, предельного срока годности раствора.

Выявлены факты реализации изделий из натурального меха с нарушением требований к маркировке контрольными (идентификационными) знаками (далее КИЗ).

В ходе проверки фактов продажи меховых изделий без КИЗ не выявлено. Однако, при проведении радиочастотной идентификации КИЗ с применением RFID–оборудования и с используемым программным обеспечением, установлено, что произведена маркировка изделий из натурального меха с нарушением требований к маркировке контрольными (идентификационными) знаками (КИЗ), установленных «Правилами реализации пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия из натурального меха», утвержденными постановлением Правительства от 11 августа 2016г. №787. Продавцом для маркировки имеющихся остатков меховых изделий производства Турция были заказаны КИЗ с указанием информация «страна изготовитель «Россия» и эти контрольные знаки размещены на изделиях.

При реализации изделий из натурального меха с нарушением требований к маркировке контрольными (идентификационными) знаками (далее КИЗ), для недопущения впредь указных нарушений необходимо знать, что со дня вступления в силу Соглашения о реализации в 2015-2016 годах пилотного проекта по введению маркировки товаров КИЗами по товарной позиции «предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха» маркировка изделий из натурального меха КИЗами является обязательной для всех участников товарооборота, включая производителей, импортёров, оптовых и розничных продавцов в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.08.2016г. №787.

Переходный период для маркировки меховой продукции, имеющейся на остатке до принятия Соглашения, был установлен до 05.12.2016г. С этого времени в соответствии с пп. «а» п.4 ст.3 Соглашения запрещается приобретение, хранение, использование, транспортировка и продажа изделий из меха без контрольных знаков.

При продаже товаров дистанционным способом и по образцам допускались следующие нарушения:

- несоблюдение пунктов 8, 9 и 32 Правил продажи товаров дистанционным способом: продавец не предоставляет информацию о полном фирменном наименовании продавца, в момент доставки товара покупателю не предоставляются сведения о товаре, о порядке и сроках возврата товара потребителем;

- в нарушение пункта 6 Правил продажи товаров по образцам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1997 г. №918, продавцы не доводят до сведения покупателя информацию о своей организации и режиме ее работы, вопреки требованию пункта 7 Правил при демонстрации образцов-товаров в месте продажи товаров не предоставляют полную и достоверную информацию о товаре и его изготовителе, в нарушение пункта 12 данного нормативного правового акта данные правила в наглядной и доступной форме не доводятся продавцом до сведения покупателей;

- нарушения статьи 10 Закона №2300-1, пункта 11 Правил продажи отдельных видов товаров, п.8 Правил продажи товаров дистанционным способом, в части размещения на сайте в сети «Интернет» продукции по цене иной, чем предложено при покупке.

При осуществлении федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей за хозяйствующими субъектами, осуществляющими перевозки пассажиров и багажа, наиболее типичными и массовыми нарушениями были:

- непредставление потребителям необходимой и достоверной информации о перевозчике, размещаемой на (в) транспортном средстве, в том числе, указателе маршрута (статья 9 Закона N2300-1, пункты 30, 32, 33, 36 и 37 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 №112;

- отсутствие в билетах стоимости перевозки, других необходимых реквизитов (пункт 43 Правил перевозок), а также нарушения пункта 3 Правил перевозок, выразившиеся в движении маршрутных транспортных средств не по расписанию;

- обуславливание приобретения услуги обязательным приобретением другой;

- наименования остановочного пункта; номеров маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт; наименования конечного остановочного пункта каждого маршрута регулярных перевозок; расписания для всех маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт.

При осуществлении надзора за объектами транспортной инфраструктуры наиболее типичными нарушениями явились: нарушение требований пункта 21 Правил перевозок (перевозчик не предоставляет пассажиру право на бесплатное пользование туалетами, размещенными в зданиях автовокзала, автостанции, при наличии билета, подтверждающего право проезда по маршруту регулярных перевозок, в состав которого включен остановочный пункт, расположенный на территории этого автовокзала или автостанции) и пункта 24 указанных Правил (отсутствие в здании автовокзала, автостанции необходимой информации о расписании перевозок, об оказываемых услугах).

При проверках платных медицинских услуг выявляются факты нарушения Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 4 октября 2012г. №1006:

- непредоставление в полном объеме установленной законодательством информации, возможность для ознакомления с которой пациентам обеспечивается размещением сведений на сайте медицинской организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также на информационном стенде, в папке для потребителей;

- заключение договоров без определения существенных условий и конкретного перечня оказываемых медицинских услуг;

- содержание в договорах условий, ущемляющих установленные законом права потребителей в части установления ответственности сторон за невыполнение условий договора.

Для недопущения указанных нарушений необходимо осуществлять деятельность в соответствии с требованиями Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утв. постановлениемПравительства РФ от 4 октября 2012 г. № 1006.

В соответствии п.11, 16, 17 Правил предоставлять потребителям информацию, размещая ее на информационных стендах (стойках), сайтах в информационной сети «Интернет», которая должна быть доступна неограниченному кругу лиц в течение всего рабочего времени медицинской организации, предоставляющей платные медицинские услуги. Информационные стенды (стойки) должны располагаться в доступном для посетителей месте и оформляться таким образом, чтобы можно было свободно ознакомиться с размещенной на них информацией (п.11 Правил).

В соответствии с п.16 Правил необходимо заключать договор с потребителем (заказчиком) в письменной форме. Заключенный договор должен содержать всю информацию, предусмотренную п.17 Правил.

Результаты административного и судебного оспаривания решений, действий (бездействия) органа государственного контроля (надзора) и его должностных лиц.

В 1 полугодии 2017 г. приняты к производству 16 дел об оспаривании решений и действий (бездействий) должностных лиц, государственных служащих. Основные требования заявителей заключаются в отмене ранее вынесенного постановления об административном правонарушении. В настоящий момент все административные дела находятся на рассмотрении в судебных органах.

В целях защиты прав неопределенного круга потребителей Управлением подано 9 заявлений о признании информации о дистанционной продаже алкогольной продукции, размещенной на интернет-сайтах, информации, распространение, которой в Российской Федерации запрещено. Заявления удовлетворены, приняты решения о запрещении к распространению дистанционным способом алкогольной продукции на страницах интернет-сайтов.