Анализ работы по вопросам защиты прав потребителей за 1 квартал 2020 года.

 

 

 В Управлении Роспотребнадзора по Рязанской области в 1 квартале 2020 года по вопросам защиты прав потребителей на рассмотрении находилось 386 обращений. Из них 353 письменных, устных – 33. Обращений в сфере розничной торговли – 199, на предоставление услуг - 187.

 Письменные обращения поступали в форме электронных сообщений,  направленные путём заполнения специальной формы на Едином портале для подачи обращений граждан, по электронной почте, по почтовой связи. Через Общественную приемную, в ходе личного приёма.

 Из 199 обращений в сфере розничной торговли 151 пришлось на продажу непродовольственных товаров, в том числе на торговлю дистанционным способом – 37, по образцам – 13 и 48 обращений на продажу продовольственных товаров.

 Наиболее часто граждане обращались в связи с нарушениями Правил продажи технически сложных товаров бытового назначения, комплектующих для компьютерной техники, мебели, одежды и обуви. При продаже товаров дистанционным способом имело место отсутствие информации об основных потребительских свойствах товара и адресе (месте нахождения) продавца, полном наименовании продавца, о месте изготовления товара, о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора, о порядке и сроках возврата товара надлежащего и ненадлежащего качества.

 Из 187 обращений на предоставление услуг ведущее место (29,4%) занимали обращения на предоставление услуг связи.

 Основными нарушениями при предоставлении услуг связи являлись: подключение платных услуг без уведомления и согласия абонента, смена тарифного плана без уведомления потребителя, невыполнение условий договора по оказанию Интернет-услуг, телематических услуг, необоснованное списание денежных средств со счёта мобильного телефона.

 На втором месте - обращения на нарушения в сфере бытового обслуживания населения (17,1%).

 Причинами, вызывающими обращения граждан в сфере бытового обслуживания населения, были: предоставление услуг ненадлежащего качества, нарушение сроков исполнения услуг.

 На третьем месте – обращения на нарушения при предоставлении жилищно-коммунальных услуг (16,1%).

 Нарушения при предоставлении услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства связаны с не доведением до потребителей информации, предусмотренной действующим законодательством.

 Кроме того, поступали обращения на туристские услуги (4,8%), на финансовые, транспортные услуги (по 3,7%), на услуги общественного питания (2,7%), на медицинские услуги (2,2%), гостиничные услуги (1,1%), на услуги долевого строительства жилья (0,5%), прочие услуги (18,7%).

 Увеличилось количество обращений на предоставление бытовых, туристских услуг, услуг общественного питания.

 В результате рассмотрения обращений по вопросам защиты прав потребителей, поступивших в Управление, в пределах полномочий принимались различные меры, направленные на восстановление и защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан.

 За 1 квартал 2020 года из 441 обращения по вопросам защиты прав потребителей, находившихся на рассмотрении в Управлении, с учетом 55 перешедших с предыдущего периода, рассмотрено 366 или 83,0%.

По результатам рассмотрения:

  • даны разъяснения в пределах установленной компетенции (80,3%);
  • направлено для рассмотрения по подведомственности (12,6%);
  • проведены внеплановые проверки  и административные расследования. Изложенные факты подтвердились 100%  случаев.  По фактам нарушений, выявленных в результате проведения мероприятий по контролю, возбуждены  административные дела, выданы  предписания;

          -   проведены контрольные закупки (1,6%).

 Также при рассмотрении обращений проведены предварительные проверки поступившей информации, выданы предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.    

 При рассмотрении обращений Управление реализует весь спектр надзорных полномочий в целях повышения гарантированного уровня защиты прав потребителей в административном, досудебном и судебном порядке.  

 Так,  Управление продолжает осуществлять судебную защиту прав потребителей: за 1 квартал 2020 года в защиту конкретного потребителя подано 5 исков  в суд, дано 1 заключение по делу в суде в целях  защиты прав потребителей.

 За  указанный период в пользу потребителей присуждено 255 тыс.рублей. В досудебном порядке возвращено 129 тыс. рублей. 3 исковых заявления находятся на рассмотрении.     

  Управление привлекалось в качестве государственного органа, дающего заключение по делу в целях защиты прав потребителя   по розничной торговли.

 Основную часть исковых заявлений в защиту конкретного потребителя составили обращения граждан на нарушения прав потребителей  при заключении договора купли-продажи.

  В ходе консультирования гражданам оказана помощь в составлении претензий. По результатам  рассмотрения претензий потребителям возвращены денежные средства в размере 75  тыс. рублей.

 Специалисты Управления, реализуя свои полномочия во всех сферах потребительских правоотношений, продолжают отстаивать интересы граждан, прежде всего, на приоритетных направлениях в сфере оказания услуг и торговли.