15 марта - Всемирный день защиты прав потребителей


В 2011 году Всемирный день защиты прав потребителей проходит под девизом «Потребители за честные финансовые услуги». Тем самым уже второй год подряд вопросы защиты прав потребителей на рынке финансовых услуг не теряют своей актуальности. Выбор данной темы обусловлен следующими причинами: низкий уровень финансовой грамотности граждан - пользователей финансовых услуг; необходимость повышения ответственного ведения бизнеса самими кредитными организациями за счет исключения недобросовестных практик по искусственному «стимулированию» возникновения просроченной задолженности и роста числа должников в результате ничем необоснованной «доступности» выдаваемых кредитов.

Поэтому одним из приоритетных направлений деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Рязанской области в 2010-2011гг. является защита прав потребителей в сфере предоставления кредитно - финансовых услуг.

В Управление Роспотребнадзора по Рязанской области продолжают поступать жалобы на нарушение прав потребителей при оказании финансовых услуг.

Результаты проводимых надзорных мероприятий подтверждают включение в договора условий, ущемляющих права потребителей:

  • при расчете годовой процентной ставки при предоставлении кредитов;
  • по договорам о предоставлении и обслуживании кредитных карт;
  • при оплате комиссии за услуги рассмотрения заявки на кредит и его выдачу;
  • одностороннее изменение Банком очередности погашения Заемщиком кредита.

Нередко банки включают в договор дополнительные условия, о которых потребители даже не догадываются, так как с содержанием заключаемых соглашений знакомятся поверхностно, бегло, а порой не могут в полной мере уяснить смысл подписываемых соглашений. При таких обстоятельствах банкам предоставляется возможность одновременно с заключением договора кредитования заключать другие договоры, в том числе по страхованию. Так, кроме конкретного договора на покупку товара зачастую в типовом заявлении содержится также «просьба клиента» заключить с ним договор залога приобретаемого имущества, договор на предоставление в последующем кредита с использованием пластиковой карты, договор страхования жизни и здоровья. Очевидно, что в момент приобретения товара на условиях кредита «Потребитель» не догадывается, что с ним заключается не один, а сразу несколько договоров. И все это осуществляется на принципе добровольности клиента.

На основании изложенного, чтобы себя от неверных шагов и ошибок при вступлении в отношения с банками, «Потребителю» необходимо, прежде всего, внимательно изучить условия кредитного договора с учетом имеющихся характерных нарушений.

Управлением Роспотребнадзора по Рязанской области организовано тематическое консультирование потребителей по вопросам защиты их прав в финансовой сфере в рамках работы Общественной приемной, «горячей линии».