Рекомендации к организации рабочего места ученика в классе.

Требования к организации рабочего места ученика в классе установлены СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".

Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (за партой или столом, игровыми модулями и другими) в соответствии с его ростом.

В зависимости от назначения учебных помещений могут быть использованы различные виды ученической мебели: школьная парта, столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные в комплекте со стульями, конторки и другие. Табуретки или скамейки вместо стульев не используют.

Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей, и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.

Основным видом ученической мебели должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости. Во время обучения письму и чтению наклон рабочей поверхности плоскости школьной парты должен составлять 7 - 15° . 

Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка, которую наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде круга или полос. Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше. Для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в первом ряду. Детей с нарушением зрения рекомендуется рассаживать на ближние к классной доске парты. Детей,  часто болеющих  ОРЗ,   ангинами,  простудными   заболеваниями,   следует  рассаживать дальше от наружной стены. Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту.

Допускается оборудование учебных помещений и кабинетов интерактивными досками, отвечающими гигиеническим требованиям. При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить равномерное ее освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости. 

В учебных кабинетах должны быть обеспечены оптимальные  параметры  микроклимата и  воздушной среды. Температура  воздуха  в зависимости  от  климатических условий  в  учебных помещениях   и кабинетах,  кабинетах психолога  и   логопеда,  лабораториях,   актовом   зале,  столовой,   рекреациях, библиотеке,  вестибюле, гардеробе  должна  составлять 18 - 24 °C  ; 

 в  спортзале   и   комнатах  для проведения  секционных  занятий, мастерских  -  17- 20  °C;

спальне,  игровых  комнатах, помещениях подразделений дошкольного  образования  и пришкольного   интерната   -  20   -   24  °C;  

медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала - 20 - 22 °C, душевых - 24 - 25 °C, санитарных узлах и комнатах личной гигиены должна составлять 19 - 21 °C.

Учебные помещения обязательно проветриваются во время перемен, а рекреационные - во время уроков.

 

Рекомендации к выбору школьной формы.

Актуальность приобретения школьной формы повышается в связи с вступлением в силу с 1 сентября 2013 года Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации». В настоящее время в торговой сети родителям предлагается большой ассортимент школьной формы: рубашки, блузы, пиджаки, сарафаны и юбки, брюки для мальчиков и девочек. 

Одежда, в которой ребенок проводит в школе практически ежедневно по 5-6 часов в день, должна отвечать современным требованиям как по деловому стилю, а также быть удобной, комфортной  и безопасной для здоровья.

При выборе школьной формы родителям следует учитывать  гигиенические требования к школьной форме. Требования к одежде детей и подростков определяются техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (ТР ТС 007/2011) и санитарными правилами СанПиН 2.4.7/1.1.1286-03 «Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых, товарам детского ассортимента и материалам для изделий (изделиям), контактирующим с кожей человека», где определены показатели безопасности предметов одежды и принадлежностей к одежде, прочих готовых текстильных изделий для детей и подростков, которые регламентируются с учетом возраста, функционального назначения, площади контакта с кожей, состава используемых материалов.

При выборе одежды (школьной формы) внимательно изучите маркировку одежды.

Маркировка наносится  на изделие, этикетку, прикрепляемую к изделию или товарный ярлык, упаковку изделия, упаковку группы изделий или листок-вкладыш к продукции и должна содержать следующую информацию: 

  • наименование страны, где изготовлена продукция; 
  • наименование и местонахождение изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера, дистрибьютора; 
  • наименование и вид (назначение) изделия; 
  • дата изготовления;
  • единый знак обращения на рынке; 
  • срок службы продукции (при необходимости); 
  • гарантийный срок службы (при необходимости); 
  • товарный знак (при наличии). 

Обязательно на маркировке школьной формы указывается вид и процентное содержание натурального и химического сырья в материале верха и подкладке изделия, размер изделия в соответствии с типовой размерной шкалой. На маркировку наносятся символы по уходу за изделием и (или) инструкции по особенностям ухода за изделием в процессе эксплуатации (при необходимости). 

Информация должна быть представлена на русском языке. 

Приобретая детскую одежду (школьную форму) необходимо обратить внимание на наличие документов, подтверждающих качество и безопасность. В настоящее время для детской одежды и обуви, как отечественного, так и импортного производства данным документом является сертификат соответствия; для одежды первого слоя (нижнее белье) – свидетельство о государственной регистрации.

Правильный выбор школьной формы является одним из важных составляющих сохранения здоровья ребенка.

 

Что нужно знать родителям первоклассника.

С началом школьного обучения резко возрастает нагрузка на организм ребенка. Систематическая учебная работа, большой объем новой информации, необходимость длительного сохранения вынужденной позы, изменение привычного распорядка дня требуют значительного напряжения сил маленького школьника.

Как правильно организовать дома рабочее место ученика?

Для профилактики нарушений и заболеваний опорно-двигательного аппарата и органа зрения следует выполнять ряд рекомендаций по организации рабочего места дома:

  1. Стол следует располагать у окна так, чтобы было левостороннее освещение (если ребёнок — левша, то свет должен падать справа).
  2. Обязательным условием является наличие естественного дневного освещения. При недостаточном естественном освещении следует дополнительно устанавливать местные светильники. Свет от настольной лампы не должен бить в глаза, избежать этого позволяет специальный защитный козырёк, абажур.
  3. Рабочее место школьника следует располагать вдали от телевизора, чтобы не рассеивать внимание ребенка и не отвлекать его от учебного процесса.
  4. Стол должен подходить по всем критериям:

- пространство под столом: ширина от 50см, глубина – от 45см.

- пространство рабочей поверхности: ширина – 125-160см, глубина – от 60-70см. 

- в пространство между грудью школьника и краем стола должна помещаться ладонь.

- край стола должен располагаться на уровне детской груди. Ноги ребёнка при правильной посадке должны упираться в пол или подставку, образуя прямой угол как в тазобедренном, так и в коленном суставе.

  1. Стул лучше выбирать регулируемый по высоте и углу наклона спинки, по возможности с подставкой для ног. Сиденье должно быть удобное и мягкое. При выборе кресла следует отдавать предпочтение варианту с ортопедическими функциями – ровная и твердая спинка, к которой будет плотно прижиматься спина ребенка, снимет нагрузку с позвоночника. Оптимальное соотношение высоты стола и стула таково: сидя прямо, опершись локтем о стол и подняв предплечье вертикально (как поднимают руку для ответа на уроке), ребёнок должен доставать кончиками пальцев до наружного угла глаза. Для этого бывает достаточно отрегулировать высоту стула.

 

Особенности организации учебного процесса первоклассника

Оптимальный возраст начала школьного обучения - не ранее 7 лет. В  1-е классы  принимают детей 8-го или 7-го года жизни. Прием детей  7го  года жизни  осуществляют  при  достижении  ими к  1сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.

- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;

- использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре  -  по  3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока в день по 35 минут каждый; январь – май - по 4 урока в день по 40 минут каждый).

- рекомендуется организация в середине учебного дня  динамической  паузы продолжительностью не менее 40 минут.

- обучение проводится без балльного оценивания занятий обучающихся и домашних заданий;

- дополнительные недельные каникулы в середине  третьей четверти  при  традиционном режиме обучения. Возможна организация дополнительных каникул независимо от четвертей (триместров).

Особое внимание уделяется занятиям за компьютерами с жидкокристаллическими мониторами. Такие занятия не должны превышать 20 минут в 1-2-х классах.