В Управление Роспотребнадзора по Рязанской области поступают обращения потребителей  по вопросу добровольного страхования при покупке проездных билетов  на автомобильный транспорт междугороднего сообщения.

            В связи с этим  в целях предотвращения нарушений в сфере защиты прав потребителей сообщаем, что при продаже проездного документа (билета)  билетный кассир не должен самостоятельно застраховывать пассажира от несчастного случая без его согласия, вложив страховку добровольного страхования в проездной билет.

            Заключение договора добровольного страхования без получения согласия пассажира является незаконным.

           На основании п.2 ст.16 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300 – 1 «О защите прав потребителей» - запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются исполнителем в полном объеме.

            Согласно ч. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора, понуждение к заключению договора не допускается.

            Таким образом, заключение договоров добровольного страхования в принудительном порядке является грубым нарушением требований Закона «О защите прав потребителей» и Гражданского законодательства Российской Федерации.

            Получая в билетной кассе проездной документ на автобус, необходимо внимательно изучить содержание билета и приложенных к нему документов.

            При покупке билета, в случае обнаружения полиса добровольного страхования от несчастного случая, Вы вправе потребовать от кассира возврата денег за страховку, расторгнув принудительно навязанный Вам договор.

На основании вышеуказанного   проводить  внеплановые  проверки по обращению граждан не представляется возможным, так как  в соответствии с новой редакцией  п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» основанием для проведения внеплановой проверки является нарушение прав потребителей при условии, если заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены.

За консультативной помощью по возникающим вопросам можно обратиться по телефону горячей линии Управления Роспотребнадзора по Рязанской области 8-800-100-22-62.