Опубликовано чт, 10/04/2018 - 00:00 пользователем admin Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека     Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Рязанской области                         Доклад   О правоприменительной практике, типовых и массовых нарушениях обязательных требований за 9 месяцев 2018г.                                           Рязань, 2018     *О правоприменительной практике, типовых и массовых  нарушениях обязательных требований* Настоящий доклад о правоприменительной практике, типовых и массовых нарушениях обязательных требований за 9 месяцев 2018г. подготовлен во исполнение пункта 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон №294-ФЗ), Методических рекомендаций по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно - надзорной деятельности, одобренных на заседании подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 9 сентября 2016 г. № 7, и приказом Роспотребнадзора от 12 декабря 2016 г. № 1218 «О порядке организации проведения в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека мониторинга правоприменения».  Обзор правоприменительной практики и перечень типичных нарушений подготовлен по результатам проведенных контрольно-надзорных мероприятий. Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Рязанской области (сокращенное наименование – Управление Роспотребнадзора по Рязанской области) является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка на основании Положения, утвержденного приказом Роспотребнадзора от 10.07.2012г. №732 «Об утверждении положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Рязанской области».  Правовые основы деятельности Управления установлены Федеральным законом от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей» и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации. Управление осуществляет свою деятельность на территории Рязанской области непосредственно и через территориальные отделы во взаимодействии с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Рязанской области, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. В рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей Управление Роспотребнадзора по Рязанской области осуществляет государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов. При реализации функций по осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей Управление Роспотребнадзора по Рязанской области руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, постановлениями Правительства Российской Федерации, техническими регламентами, санитарными правилами, СанПиНами, гигиеническими нормативами.   *Разъяснения новых требований нормативных правовых актов* Внесены изменения в законодательство: -  С 15 июля 2018 года вступили в силу изменения в техническом регламенте Таможенного союза 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции». В новой редакции регламента вводится новый термин – «молокосодержащий продукт с заменителем молочного жира», под которым понимается продукт переработки молока, произведенный с замещением молочного жира в количестве не более 50%. Изменились требования к маркировке: 1.    наименование продукции, изготовленной с использованием заменителей молочного жира, теперь должно начинаться со слов «молокосодержащий продукт с заменителем молочного жира»; 2.    на потребительской упаковке информация о наличии в молокосодержащем продукте с заменителем молочного жира растительных масел указывается следующим образом: «Содержит растительные масла». Указанная информация должна наноситься легко читаемым шрифтом на поверхность упаковки, обращенной к потребителю. Документы об оценке соответствия продукции, в отношении которой внесены изменения, выданные или принятые до вступления в силу вышеуказанных изменений, действительны до окончания срока их действия. Производство и выпуск в обращение продукции при наличии документов об оценке соответствия допускается в течение 180 календарных дней с даты вступления в силу изменений. Обращение продукции в период действия таких документов допускается в течение срока годности. За несоблюдение требований технических регламентов, в том числе вышеуказанных изменений, предусмотрена административная ответственность по статье 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающая наложение штрафа на юридическое лицо в размере от 100 до 300 тысяч рублей, при повторном нарушении - до 1 миллиона рублей.   -  С 30 июля 2018г. вступил в силу Федеральный закон №208-ФЗ от 19.07.2018г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения дублирования полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны труда».  Федеральным законом, в частности, внесены изменения в статью 32 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2011, N 30, ст. 4596; N 50, ст. 7359; 2012, N 26, ст. 3446), а именно, дополнены пунктом 1.1 следующего содержания: при осуществлении производственного контроля, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, могут использоваться результаты выполненных при проведении специальной оценки условий труда исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, проведенных испытательной лабораторией (центром), аккредитованной в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, но не ранее чем за шесть месяцев до проведения указанного производственного контроля. -  С 20 августа 2018 года Приказом Минфина России от 18.06.2018 года № 136н «О внесении изменений в приложение к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 11 мая 2016 года №58н «Об установлении цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов» увеличены минимальные цены на алкогольную продукцию. За занижение регулируемых государством цен на продукцию, товары, работы, услуги предусмотрена административная ответственность в соответствии ч. 2 ст. 14.6 КоАП  Российской Федерации виде штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей, на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификация на срок до трех лет, на юридических лиц - ста тысяч рублей. * 14 августа 2018г вступил в силу  Федеральный закон №281 –ФЗ «О ратификации Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе». Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2018 года № 791-р утверждена модель функционирования системы маркировки товаров средствами идентификации. В числе базовых принципов такой системы – регистрация всех этапов оборота товаров (от производства или ввоза в Россию до расчета за товар с применением контрольно-кассовой техники или иного вывода товара из оборота) в информационной системе маркировки товаров, а также ответственность для всех участников оборота товара за своевременность передачи информации о товаре и этапах его оборота в информационную систему и за достоверность указанной информации.  Перечень отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.04.2018г. № 792-р, который вступит в силу 1 января 2019 года.  На основании указанного распоряжения с 1 марта 2019 года маркировка средствами идентификации станет обязательной для табачной продукции, с 1 июля 2019г. - для обуви. Начиная с 1 декабря 2019г., будут маркироваться следующие товары:  * духи и туалетная вода;  * шины и покрышки пневматические резиновые новые;  * предметы одежды, включая рабочую одежду, изготовленную из натуральной или композиционной кожи;  * блузки, блузы и блузоны трикотажные машинного или ручного вязания женские или для девочек;  * пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия мужские или для мальчиков (женские или для девочек);  * белье постельное, столовое, туалетное, кухонное;  * фотокамеры (кроме кинокамер), фотовспышки и лампы-вспышки.  В настоящее время (с 2016 года) в Российской Федерации действует проект по маркировке изделий из натурального меха контрольными (идентификационными) знаками.    -  с 29 августа 2018г. постановлением Правительства Российской Федерации №1023 внесены изменения в Правила представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности», в частности, в форму уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности (приложение №2 к указанным Правилам). Постановление вступило в силу с 1 сентября 2018г.   -  Федеральный закон от 26 июля 2017 года №207-ФЗ«О внесении изменений в статьи 4 и 4.1 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Федеральным законом уточняются критерии отнесения предприятий легкой промышленности к субъектам среднего предпринимательства, то есть, по общему правилу, для средних предприятий предельное значение среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год составляет от 101 до 250 человек.   -  Федеральный закон от 31 декабря 2017 года №503-ФЗ«О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».   Федеральным законом уточняются понятия сбора отходов, накопления отходов, отходов от использования товаров. Также предусматривается, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.            В связи с поступающими запросами от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о требованиях, предъявляемых к осуществлению дезинфекционной, дератизационной и дезинсекционной деятельности, Управление Роспотребнадзора по Рязанской области обращает внимание, что проведение дезинфекционных, дератизационных и дезинсекционных работ в рамках санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является профессиональной деятельностью, требующей медицинского образования. Эти работы относятся к медицинской деятельности и подлежат лицензированию. В соответствии с действующим законодательством для осуществления дезинфекционной деятельности юридические лица независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, должны иметь лицензию на медицинскую деятельность по "дезинфектологии" и специалистов с необходимым медицинским образованием. Требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности установлены в Санитарно-эпидемиологических правилах СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.06.2013 N 131.   *Правоприменительная практика законодательства* *об организации и  проведении государственного контроля (надзора) в* *установленной сфере деятельности*   В целях реализации приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» проведены мероприятия, направленные на переориентирование надзора, реализацию комплекса профилактических мероприятий, предупреждение нарушений обязательных требований, внедрение новых форм контроля (надзора), в том числе не требующих взаимодействия с проверяемыми субъектами, а также на повышение прозрачности деятельности при проведении плановых и внеплановых проверок.  Внедрялось новое направление осуществления контроля (надзора) - не за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а за продукцией в обороте с учетом рисков потенциального вреда здоровью населения. Приоритетным направлением по совершенствованию планирования и осуществления контрольно – надзорной деятельности Управления Роспотребнадзора по Рязанской области являлась реализация Федерального закона от 03.07.2016г. №277-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации»: размещение на официальном сайте в сети Интернет перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), а также текстов соответствующих нормативных правовых актов; реализация комплекса профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований; внедрение новых форм контроля, осуществляемых без взаимодействия с объектами надзора; выдача предостережений; информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований; внедрение ведомственных информационно-аналитических систем при организации и осуществлении контрольно-надзорной деятельности. При организации контрольно - надзорной деятельности в Управлении применен риск - ориентированный подход. Организация контрольно-надзорных мероприятий проводится в соответствии с Правилами и критериями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016г. №806. Сформированы реестры подконтрольных объектов с использованием ведомственной информационной системы, которые поддерживаются в актуальном состоянии. Подконтрольные объекты в полном объеме распределены по категориям риска, информация публична и доступна. Следствием внедрения риск-ориентированного подхода при планировании стало сокращение плановых проверок.  Плановые проверки при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей за 9 месяцев 2018 года не проводились.   Всего за 9 месяцев 2018г. специалистами Управления проведено 1482 проверки (за аналогичный период 2017г. – 1502 проверки), из них 553 или 37,3% плановых и 929 или 62,7% внеплановых (за АППГ – 639 или 42,5% плановых и 863 или 57,5% внеплановых). По всем проверкам, в ходе которых выявлялись правонарушения, выдавались предписания (в 100% случаев). В ходе проведения проверок выявлено 4255 правонарушений: по результатам плановых проверок – 2957 (69,5%), по результатам внеплановых проверок – 1298 (30,5%). Управлением Роспотребнадзора по Рязанской области организована деятельность по осуществлению мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора). За 9 месяцев 2018г. выдано  89  предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований. Проводились предварительные проверки, мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в частности наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации в сети Интернет и средствах массовой информации, наблюдение за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо о действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, обязанность по предоставлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) возложена на такие лица в соответствии с федеральным законом. При проведении плановых проверок предприятий общественного питания и предприятий торговли продовольственной продукцией применялись проверочные листы (списки контрольных вопросов) или чек-листы. Всего за 9 месяцев 2018 года чек-листы применены на 73 объектах.         *Обзор правоприменительной практики за 9 месяцев 2018 года. Типичные нарушения и рекомендации по их устранению «как делать нужно»*   В подведение итогов работы за 9 месяцев 2018г. проанализированы меры административного воздействия, примененные в целях выявления и пресечения нарушений санитарного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, а также законодательства о техническом регулировании Российской Федерации.   Должностными лицами Управления в результате проведенных контрольно-надзорных мероприятий составлено 2138 протоколов об административных правонарушениях, применено 46 составов КоАП Российской Федерации. Удельный вес составленных протоколов по статьям: ·     ст. 6.3  КоАП РФ – 23,1% (нарушение требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения), ·     ст. 6.4. КоАП РФ – 16,6% (нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта),  ·     ст. 6.6 – 4,2% (нарушение санитарно- эпидемиологических требований к организации питания населения), ·     ст. 6.7 ч.1 КоАП РФ – 24,3% (нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, к учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции),  ·     ст. 14.8 ч.1 – 2,3% (нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы), ·     ст. 14.15 – 2,6% (нарушение правил продажи отдельных видов товаров), ·     ст. 14.43 ч. 1 КоАП РФ – 7,7% (нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов). 73,2% протоколов составлялось в отношении должностных лиц. Показатель составленных протоколов на юридических лиц – 18,1%. В 13 случаях должностными лицами Управления применена мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде конфискации товаров и продукции. При рассмотрении дел об административных правонарушениях должностные лица Управления руководствуются характером совершенного правонарушения, его обстоятельствами и принципом соразмерности назначаемого наказания в целях предупреждения новых правонарушений, в том числе при рассмотрении учитываются: имущественное и финансовое (материальное) положение лица, наличие обстоятельств, смягчающих и (или) отягчающих административную ответственность, предусмотренную статьями 4.2, 4.3 КоАП РФ; возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением (в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, а также их работников за впервые совершенное административное правонарушение) - статья 4.1.1  ч.1 КоАП РФ. Так, за 9 месяцев 2018г., должностными лицами Управления в 278 случаях назначены административные наказания в виде предупреждения, в том числе с применениемстатьи 4.1.1 ч.1 КоАП РФ – 134, что составляет 48,2% от общего количества вынесенных предупреждений. Всего, в результате проведенной контрольно-надзорной деятельности за 9 месяцев 2018г. Управлением, а также судом (по материалам Управления) за выявленные должностными лицами Управления нарушения требований действующего законодательства 2589 лиц привлечены к административной ответственности.  Применены следующие виды наказаний: * административный штраф с конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения – 13 на сумму 69,5 тыс. рублей; * административный штраф –  2274 вынесенных постановлений об административном правонарушении (в том числе судебные постановления) на общую сумму 10202,6 тыс. рублей; * предупреждения – 288; * административное приостановление деятельности – 14-ти субъектов. При осуществлении федерального государственного санитарно – эпидемиологического надзора выявлялись нарушения санитарных правил СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», допускаемые организациями общественного питания: - загрузка пищевых продуктов осуществляется со стороны двора жилого дома, с торца здания под окнами жилых квартир (пункт 2.2); - используются контейнерные площадки многоквартирных жилых домов для сбора мусора и общие с ними контейнеры (пункт 2.6); - организации общественного питания не оборудованы внутренней системой водоснабжения и канализации (пункт 3.1); - канализация организации общественного питания, расположенной в жилом доме, объединена с внутридомовой хозяйственно-фекальной канализацией (пункт 3.11); - в организации отсутствует туалет и раковины для мытья рук посетителей (пункт 3.14); - оборудование и моечные ванны на предприятиях общественного питания не оборудованы локальными вытяжными системами с вытяжкой в зоне максимального загрязнения (п.4.5); - осветительные приборы в помещениях общественного питания не очищаются по мере загрязнения (п. 4.17); - объемно-планировочными решениями помещений нарушена последовательность (поточность) технологических процессов, не исключены встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды (пункты 5.1, 8.1); - отделка стен материалами, не предусматривающими возможность влажной уборки и дезинфекции, нарушение целостности отделки (пункт 5.5);         - некачественно и несвоевременно проводится уборка производственных помещение (п.5.11); - для уборки туалетов используется непромаркированный уборочный инвентарь, хранящийся совместно с другим уборочным инвентарем (пункт 5.13); - неправильное хранение столовых приборов (пункт 5.15); - не проводится косметический ремонт и покраска по мере необходимости (пункт 5.16); - организация не обеспечена достаточным количеством необходимого оборудования и предметами материально-технического оснащения (пункты 6.1, 6.11); - разделочный инвентарь (разделочные ножи и доски) не имеет специальную маркировку (пункт 6.5); - для мытья кухонной  столовой посуды используется губчатый материал, качественная обработка которого не возможна (пункт 6.19); - отсутствие в моечном отделении инструкции о правилах мытья посуды и инвентаря с указанием концентраций и объемов применяемых моющих и дезинфицирующих средств (пункт 6.21); - нарушение условий хранения продуктов по видам продукции (пункты 7.1, 7.23, 7.26 и 7.28);         - осуществляется хранение субпродуктов, птицы мороженой, охлажденной, а также рыбы мороженой (филе рыбного) не в таре поставщика (пункты 7.15 [1], 7.16 [2], 7.17 [3]);         - отсутствие контроля за фритюрными жирами (п.8.16); - нарушение последовательности обработки яиц (пункт 8.19); - в установленном порядке не проводится бракераж (оценка качества полуфабрикатов, блюд и кулинарных изделий) (пункт 9.1); - хранение личных вещей, верхней одежды персонала в рабочей зоне (пункт 13.4); - не проводится производственный контроль (пункт 14.1).   При проверках предприятий торговли и общественного питания, реализующих алкогольную продукцию, были установлены следующие нарушения требований Федерального закон [4]а от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»*:* -    отсутствие лицензии на  право продажи алкогольной продукции; -    несоблюдение временных и пространственных (вблизи образовательных учреждений, на автозаправочных станциях) ограничений реализации алкогольной продукции; -    нарушение температурного режима хранения алкогольной продукции; -    реализация пива в нестационарных павильонах, на остановках общественного транспорта, рядом с детскими учреждениями; -    оборот алкогольной продукции без установленных сопроводительных документов; -    предоставление недостоверных сведений о ценах на алкогольную продукцию на ценниках и в прейскурантах; -    реализация  пива с истекшим сроком годности; -    продажа алкогольной продукции дистанционным способом (через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет») в нарушение пункта 5 Правил продажи товаров дистанционным способом, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 №612. Для недопущения нарушений при реализации алкогольной продукции необходимо в соответствии со ст.16 Федерального закон [5]а от 22.11.1995 N171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не допускать розничную продажу алкогольной продукции в нестационарных торговых объектах; без сопроводительных документов, без информации, без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, без маркировки, с истекшим сроком годности.   При проверках реализации табачных изделий выявлены нарушения требований Федерального закона от 23.02.2013г. №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»:  - продажа табачных изделий в торговых предприятиях, расположенных  в 100м зоне ограничения от территории, прилегающей к образовательным учреждениям; - отсутствие прейскуранта цен на реализуемые табачные изделия; - занижение минимальной розничной цены; - курение на территории детской площадки дошкольного образовательного учреждения; - нарушение требований к порядку размещения знака  о запрете курения для обозначения  производственных зданий и объектов, где курение табака запрещено.   В ходе контрольно-надзорных мероприятий за соблюдением требований технических регламентов основными типичными нарушениями были следующие: - при осуществлении процессов производства пищевой продукции производителями не разрабатываются, не внедряются и не поддерживаются процедуры, основанные на принципах ХАССП; - не осуществляется контроль за безопасностью изготавливаемой продукции; - изготовителями не определяются: перечень опасных факторов, которые могут привести в процессе производства (изготовления) к выпуску в обращение пищевой продукции, не соответствующей требованиям; перечень критических контрольных точек процесса производства; не ведется и не хранится документация о выполнении мероприятий по обеспечению безопасности пищевой продукции; - допускается прием пищи непосредственно в производственных помещениях; - изготовление продукции, не отвечающей требованиям по показателям идентификации, физико-химическим показателям; - у работников, непосредственно контактирующих с пищевой продукцией, не пройдены обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры; - допускается совместное хранение сырых продуктов и полуфабрикатов вместе с готовыми пищевыми продуктами, хранение испорченных пищевых продуктов вместе с доброкачественными; - осуществляется хранение пищевых продуктов в складских помещениях, подсобных помещениях без стеллажей, поддонов или подтоварников; - подготовка, взвешивание и упаковка сырых и готовых к употреблению пищевых продуктов производится на одном оборудовании; - допускается продажа продукции в отсутствие документов, подтверждающих ее качество; - не обеспечивается безопасность пищевой продукции в процессе ее производства, в том числе по показателям безопасности пищевой продукции (микробиологические, санитарно-химические показатели); - в процессе производства продукции не соблюдаются условия хранения и сроки годности продукции и сырья; - допускается реализация продукции с нарушением целостности упаковки и в загрязненной таре, без этикеток, загнивших, испорченных, с нарушением целостности кожуры овощей и фруктов; не имеющей установленных сроков годности, а также с истекшими сроками годности; - отсутствуют необходимые условия для соблюдения температурных и влажностных условий хранения продукции; - изготовитель, которому стало известно по средствам сети интернет о несоответствии выпущенной им в обращение продукции требованиям технических регламентов к продукции, не выполнил обязанности по информированию органа, уполномоченного на проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов в соответствии с законодательством Российской Федерации, о несоответствии такой продукции указанным требованиям; - реализация продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, осуществляется без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии.   Особое внимание уделяется контролю за отдыхом и оздоровлением детей. В летних оздоровительных организациях удалось обеспечить стабильную санитарно – эпидемиологическую обстановку, выполнение норм питания детей. Вместе с тем, при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора выявлялись нарушения СанПиН 2.4.4.3155-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей»; СанПиН 2.4.2.2842-11 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы лагерей труда и отдыха для подростков»;  СанПиН 2.4.2.2843-11 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы детских санаториев»; СанПиН 2.4.4.2599-10  «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул». Наиболее типичными нарушениями установленных требований являлись: ·     несоответствие  внутренней отделки различных помещений гигиеническим требованиям, нарушение правил режима уборки и обработки, содержания и оборудования помещений, ·     некачественная уборка территории учреждения; ·     несоблюдение правил товарного соседства при хранении продуктов;  ·     отсутствие маркировки на рабочем инвентаре, использование инвентаря не в соответствии с маркировкой; ·     нарушение ведения медико-санитарной документации на пищеблоке; ·     неудовлетворительные результаты лабораторного контроля проб готовых блюд, дезинфицирующих средств; ·     не проведение в полном объеме профилактических, противоэпидемических мероприятий. Для недопущения вышеуказанных нарушений необходимо обеспечить безусловное соблюдение требований санитарного законодательства: - обеспечить соответствие внутренней отделки помещений гигиеническим требованиям (гладкость и целостность поверхностей, отсутствие дефектов, возможность проведения уборки с применением моющих и дезинфицирующих средств); - соблюдать санитарно-эпидемиологические требования к режиму уборки и обработки помещений, оборудования и инвентаря; - ежедневно проводить качественную уборку, очистку территории учреждения; - обеспечить соблюдение правил товарного соседства при хранении продуктов; маркировку всего имеющегося оборудования и инвентаря, использовать инвентарь строго по назначению в соответствии с маркировкой; - регулярно вести медико-санитарную документацию на пищеблоке согласно установленной санитарными правилами форме; - соблюдать технологию приготовления блюд и правила обработки продуктов;  - проводить в полном объеме профилактические, противоэпидемические мероприятия.            В ходе проверок поставщиков продуктов питания в летние оздоровительные учреждения были выявлены нарушения законодательства в области технического регулирования и санитарного законодательства Российской Федерации:         - транспортные средства не подвергаются регулярной очистке, мойке, дезинфекции с периодичностью, необходимой для того, чтобы грузовые отделения транспортных средств и контейнеры не могли являться источником загрязнения продукции;        - отсутствие необходимой информации о товаре, предусмотренной законодательством Российской Федерации, на потребительской упаковке;         - нарушение товарного соседства при хранении продукции;        - отсутствие документов, подтверждающих качество и безопасность мясных продуктов.               При проверках хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в области услуг по перевозке организованных групп детей, выявлялись нарушения требований СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», а именно своевременно не осуществлялся лабораторный контроль за факторами внешней среды рабочих мест водителей (гигиенические показатели шума, вибрации, воздуха рабочей зоны). Также выявлялись нарушения в части соблюдения Федерального закона от 23.02.2013г. №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» - отсутствие в салонах транспортных средств знаков, запрещающих курение.   В ходе проверок дошкольных учреждений выявлялись следующие основные нарушения СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»: - не соответствие внутренней отделки различных помещений детского сада (нарушение целостности потолка, стен, пола, следы поражения грибком, невозможность проведения влажной уборки и дезинфекции); - не соответствие фактического рациона питания утвержденному примерному меню по выходу блюд и объему порций; - не соблюдение условий хранения и сроков годности продуктов; - не соблюдение сроков смены постельного белья и полотенец; - отсутствие контроля за температурным режимом в группах, отсутствие термометров в  помещениях приемных и туалетных групп; - отсутствие шкафов для хранения уборочного инвентаря в санитарных узлах групп; -несоблюдение кратности и объема медосмотров персонала;  - персонал не в полном объеме привит в рамках Национального календаря прививок.   В ходе проверок общеобразовательных организаций отмечались следующие наиболее типичные нарушения СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»: - не соответствие внутренней отделки помещений школ (нарушение целостности стен, потолка и пола, протекание кровли, невозможность проведения влажной уборки и дезинфекции), не проведение своевременного ремонта помещений; - несоблюдение режима проветривания учебных помещений, в т.ч. в период сезонного подъема заболеваемости гриппом и ОРВИ и рекреаций; - отсутствие специализированной подсветки классных досок (софиты); - составление расписания уроков без учета дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов; - не соответствие учебной мебели ростовым показателям учащихся; -несоблюдение санитарно – эпидемиологического режима, нарушения при ведении документации на пищеблоке, правил мытья посуды, маркировки разделочного инвентаря, использование посуды со сколами, трещинами; - совместное хранение уборочного инвентаря для туалетов с другим уборочным инвентарем; - нарушение требований к кратности и объему медосмотров персонала общеобразовательных организаций, его гигиеническому обучению и аттестации; - неполная привитость персонала в соответствии с Национальным календарем прививок (против дифтерии, столбняка, вирусного гепатита В).   Согласно СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»:   - поверхность стен, полов и потолков помещений должна быть гладкой, без дефектов, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к обработке моющими и дезинфицирующими средствами (пункт 4.2.). - покрытие пола должно плотно прилегать к основанию. Сопряжение стен и полов должно иметь закругленное сечение, стыки должны быть герметичными. При использовании линолеумных покрытий края линолеума у стен могут быть подведены под плинтусы или возведены на стены. Швы примыкающих друг к другу листов линолеума должны быть пропаяны (пункт 4.3.). -во врачебных кабинетах, комнатах и кабинетах персонала должны быть установлены умывальники с подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями (пункт  5.5.).  - в кабинетах, где проводится обработка инструментов, следует предусматривать отдельную раковину для мытья рук или двугнездную раковину (мойку) (пункт 5.8.). - медицинские изделия многократного применения подлежат последовательно: дезинфекции, предстерилизационной очистке, стерилизации, последующему хранению в условиях, исключающих вторичную контаминацию микроорганизмами (пункт 2.1.). - в лечебных, диагностических и вспомогательных помещениях, кроме административных, должна использоваться медицинская мебель. Наружная и внутренняя поверхность медицинской мебели должна быть гладкой и выполнена из материалов, устойчивых к воздействию моющих и дезинфицирующих средств (пункт 8.8.). - хранение уборочного инвентаря необходимо осуществлять в специально выделенном помещении или шкафу вне помещений рабочих кабинетов (пункт 11.11.). - медицинский персонал должен быть обеспечен в достаточном количестве эффективными средствами для мытья и обеззараживания рук, а также средствами для ухода за кожей рук (кремы, лосьоны, бальзамы и др.) для снижения риска возникновения контактных дерматитов (пункт 12.3.).  - для мытья рук применяют жидкое мыло с помощью дозатора (диспенсера) (пункт 12.4.3.). - емкости с рабочими растворами дезинфекционных средств должны быть снабжены плотно прилегающими крышками, иметь четкие надписи или этикетки с указанием средства, его концентрации, назначения, даты приготовления, предельного срока годности раствора (пункт 11.3.).            При проведении контрольно-надзорных мероприятий в медицинских организациях специалисты Управления Роспотребнадзора по Рязанской области выявляют нарушения по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований. Статистическая оценка показала, что более 30% выявленных нарушений в лечебно-профилактических организациях приходится на нарушения, связанные с проведением дезинфекционно-стерилизационных мероприятий, текущих и генеральных уборок, с обработкой эндоскопической аппаратуры, с нарушениями при использовании медперсоналом резиновых перчаток, с проведением недостаточного производственного контроля, включая контроль качества обработки медицинского инструментария и оборудования. Сохраняется высокий уровень  нарушений в кабинетах стоматологического профиля (до 17,6% от общего числа). К подразделениям риска относятся: реанимационные отделения, эндоскопические кабинеты, кабинеты массового забора периферической крови (из пальца).  Отдельные медицинские организации недостаточно оснащены необходимым медицинским стерилизующим оборудованием, стерильными одноразовыми расходными материалами. Имеют место факты проведения производственного контроля не в полном объеме.  При проверках платных медицинских услуг выявляются типичные нарушения Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012г. №1006: - не доводятся исполнителем до сведения потребителя в наглядной и доступной форме  правила предоставления услуг (п.5);  - при заключении договора потребителю не предоставляется в доступной форме информация о возможности получения соответствующих видов и объемов медицинской помощи без взимания платы в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (п. 6);  - исполнитель не предоставляет посредством размещения на сайте медицинской организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"  необходимую и достоверную информацию  об исполнителе услуг и оказываемых услугах. На информационных стендах (стойках) медицинской организации не представлена информация, содержащая сведения об исполнителе услуг и оказываемых услугах (п. 11). -  до заключения договора исполнитель в письменной форме не уведомляет потребителя о том, что несоблюдение указаний (рекомендаций) исполнителя (медицинского работника, предоставляющего платную медицинскую услугу), в том числе назначенного режима лечения, могут снизить качество предоставляемой платной медицинской услуги, повлечь за собой невозможность ее завершения в срок или отрицательно сказаться на состоянии здоровья потребителя (п. 15);  - договора на оказание платных медицинских услуг  не заключаются потребителем и исполнителем в письменной форме, либо не содержат необходимых сведений об исполнителе услуг и оказываемых услугах (п. 16, п. 17).           Часто в договорах включаются условия, ущемляющие права потребителя, так например - такое  условие: «При наличии обоснованных претензий по оплаченным услугам «Исполнитель» за счет своих средств производит повторное лечение»,  тогда как в соответствии со ст. 29 Закона Российской Федерации от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель при обнаружении недостатков оказанной услуги кроме того вправе потребовать по своему выбору: соответствующего уменьшения цены оказанной услуги или возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги третьими лицами. Или такое условие: «За нарушение срока оказания услуг Исполнитель уплачивает Заказчику пеню из расчета 0,1 % от суммы Договора за каждый день просрочки», тогда как в соответствии со ст. 28 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"  -  вслучае нарушения установленных сроков оказания услуги исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены оказания услуги.Необходимо отметить, что Договором об оказании услуг между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени), но не как не менее установленный законодательством.   При проверках объектов оказания гостиничных услуг и мест проведений массовых мероприятий выявлялись нарушения в части требований к соблюдению санитарно-эпидемиологического режима при проведении влажных уборок, применения дезинфицирующих средств без необходимых сопроводительных документов.   Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта: согласно п.1 при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.   В ходе проверок деятельности промышленных предприятий отмечались следующие наиболее типичные нарушения СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочим инструментам», СанПиН 2.2.4.3359-16 [6]«Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах», ГН 2.2.5.1313-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны»: - не проводится производственный контроль посредством проведения лабораторных исследований и испытаний за содержанием вредных веществ в производственном помещении; - периодические медицинские осмотры организованы без учета всех вредных и канцерогеноопасных факторов, указанных в Приказе Минздравсоцразвития от 12.04.2011г. №302-н; -   не соответствуют требуемым нормативам показатели искусственного освещения на рабочих местах; - не используются средства индивидуальной защиты органов слуха при превышении уровней шума на рабочих местах.            В ходе проверок эксплуатации передающих радиотехнических объектов (ПРТО) выявлялись нарушения СанПин 2.1.8/2.2.4.1383-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов», СанПин 2.1.8/2.2.4.1190-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации средств сухопутной подвижной радиосвязи», СанПин 2.1.8/2.2.4.2302-07 «Изменения №1 к санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов. СанПин 2.1.8/2.2.4.1383-03»:   * Территории (участки крыш), на которых уровень электромагнитных полей (ЭМП) превышает предельно допустимый уровень (ПДУ) для населения и на которые возможен доступ лиц, не связанных непосредственно с обслуживанием передающих радиотехнических объектов, не ограждены и (или) не обозначены предупредительными знаками;   * Не осуществляется производственный контроль за соблюдением санитарных правил при эксплуатации  передающих радиотехнических объектов;   * Не направляется информация в Управление Роспотребнадзора по Рязанской области об уменьшении мощности излучения, демонтаже и окончательном выводе из работы передатчиков и антенн;   * Не проводится инструментальный контроль уровней электромагнитных полей при изменении ситуационного плана на территории, прилегающей к передающим радиотехническим объектам;   * Владельцы (или уполномоченные лица) ПРТО, зданий, территорий и сооружений, где расположены передающие радиотехнические объекты, не проходят обучение по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологических требований электромагнитной безопасности работающих и населения.   При осуществлении надзора за производством и реализацией продукции легкой промышленности, в том числе детского ассортимента, во исполнение приказа Роспотребнадзора от 11.09.2017 №843 «О выявлении и пресечении незаконного ввоза, производства и оборота на территории Российской Федерации продукции легкой промышленности, в том числе контрафактной» с целью реализации  поручения Президента Российской Федерации от 08.09.2017 № Пр-1776, отмечались нарушения  законодательства в области технического регулирования в части маркировки продукции. Требования к маркировке продукции легкой промышленности, предназначенной для взрослых и детей, установлены техническими регламентами Таможенного союза  ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности», ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков».          Наиболее типичными нарушениями по маркировке продукции являлись: - недостаточный объём информации, представленной на картонных и вшивных ярлыках, прикреплённых к изделиям.           В маркировке продукции лёгкой промышленности, предназначенной для взрослых, отсутствовала следующая обязательная информация: «юридический адрес изготовителя, или продавца или уполномоченного изготовителем лица; единый знак обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза; гарантийные обязательства изготовителя (при необходимости); дата изготовления; номер партии продукции (при необходимости)» (п.1 ст.9  ТР ТС 017/2011). Также отсутствовала дополнительная информация: «модель; инструкция по особенностям ухода за изделием в процессе эксплуатации (при необходимости)» (п.2 ст.9 ТР ТС 017/2011).          В маркировке продукции лёгкой промышленности, предназначенной для детей и подростков, отсутствовала следующая информация: «наименование и местонахождение изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортёра, дистрибьютера; единый знак обращения на рынке; дата изготовления» (п.2 ст.9  ТР ТС 007/2011). Также  в  информации о размере детской одежды не были учтены требования п.8 ст.9 ТР ТС 007/2011, а именно: «Маркировка одежды, изделий из текстильных материалов, кожи, меха, трикотажных изделий и готовых штучных текстильных изделий в дополнение к обязательным требованиям должна иметь информацию с указанием: размера изделия в соответствии с типовой размерной шкалой или требованиями нормативного документа на конкретный вид продукции». Имеющаяся информация по маркировке продукции представлена не на русском языке (п.3 ст.9 ТР ТС 007/2011, п.3 ст.9 ТР ТС 017/2011).   При продаже товаров дистанционным способом и по образцам допускались следующие нарушения: - несоблюдение пунктов 8, 9 и 32 Правил продажи товаров дистанционным способом: продавец не предоставляет информацию о полном фирменном наименовании продавца, в момент доставки товара покупателю не предоставляются сведения о товаре, о порядке и сроках возврата товара потребителем; - в нарушение пункта 6 Правил продажи товаров по образцам, утвержденных постановлением Правительства  Российской Федерации от 21 июля 1997 г. №918, продавцы не доводят до сведения покупателя информацию о своей организации и режиме ее работы, вопреки требованию пункта 7 Правил при демонстрации образцов-товаров в месте продажи товаров, не предоставляют полную и достоверную информацию о товаре и его изготовителе, в нарушение пункта 12 данного нормативного правового акта данные правила в наглядной и доступной форме не доводятся продавцом до сведения покупателей; - нарушения статьи 10 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» №2300-1, пункта 11 Правил продажи отдельных видов товаров, п.8 Правил продажи товаров дистанционным способом, в части размещения на сайте в сети «Интернет» продукции по цене иной, чем предложено при покупке.   При осуществлении надзора за объектами транспортной инфраструктуры наиболее типичными нарушениями явились:  - нарушение требований пункта 21 Правил перевозок (перевозчик не предоставляет пассажиру право на бесплатное пользование туалетами, размещенными в зданиях автовокзала, автостанции, при наличии билета, подтверждающего право проезда по маршруту регулярных перевозок, в состав которого включен остановочный пункт, расположенный на территории этого автовокзала или автостанции); - нарушение части 2 статьи 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей» (при покупке проездного билета в кассах автовокзала без согласия пассажиров включают дополнительную плату за страховку).     *Рекомендации по**недопущению нарушений * *обязательных требований законодательства*   В целях недопущения нарушений обязательных требований санитарного законодательства, законодательства в области защиты прав потребителей, законодательства о техническом регулировании Российской Федерации Управление Роспотребнадзора по Рязанской области рекомендует юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям:  * Организовать систематическое изучение требований санитарного законодательства, законодательства в сфере защиты прав потребителей, законодательства о техническом регулировании Российской Федерации в соответствии с осуществляемым видом деятельности. -  Организовать эффективный производственный контроль соблюдения обязательных требований; при выявлении нарушений проводить дополнительную подготовку (инструктаж, аттестацию) персонала на знание требований нормативных документов. -  Обеспечить соответствие производственных объектов, используемых при осуществлении деятельности, предъявляемым требованиям, в том числе по площади, набору помещений и их содержанию, оборудованию.     [1] http://docs.cntd.ru/document/901802127 [2] http://docs.cntd.ru/document/901802127 [3] http://docs.cntd.ru/document/901802127 [4] http://62.rospotrebnadzor.ru//10005489.0 [5] http://62.rospotrebnadzor.ru//10005489.0 [6] http://62.rospotrebnadzor.ru//938CE99A-CAFC-47E1-A007-F118F09BDFC9#sub_1000