Протокол «Протокол селекторного совещания О подготовке к летней оздоровительной кампании 2011 года»


Протокол

ПРОТОКОЛ

селекторного совещания

13 мая 2011 года

О подготовке к летней оздоровительной кампании 2011 года

Председательствовал:
Г.Г. Онищенко – Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Присутствовали:

И.В.Брагина, Б.П. Кузькин, О.И. Аксенова, Б.Г.Бокитько, Ю.В Демина, С.И.Плаксин, Директор Департамента воспитания и социализации детей Министерства образования и науки Российской Федерации А.А. Левитская, заместитель Министерства образования по Московской областиВ.И. Ахренов, заместительМинистерства социальной защиты по Московской областиН.А. Пилюгина, представители Управлений Роспотребнадзора по Московской области, по г. Москве и по железнодорожному транспорту: Гавриленко О.Л., Каськов Ю.Н., Филатов Н.Н., ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» и ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области, по г. Москве, по железнодорожному транспорту: Верещагин А.Н., Артеменков Ю.Н., Иваненко А.В..

Приглашенные:

Представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, руководители управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам Российской Федерации, по железнодорожному транспорту, руководители органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, руководители органов управления образованием субъектов Российской Федерации, главные врачи ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в субъектах Российской Федерации.

 

«О подготовке к летней оздоровительной кампании 2011 года»

(Г.Г. Онищенко, И.И. Мельников, Т.Ф. Ковалева, И.В.Рязанцева, Д.В. Маслов, В.А. Власов, В.Э. Смельгин, И.Л.Унтилова, А.А. Левитская, Г.Г. Онищенко)

3 мая 2011 года в г. Сочи Президент Российской Федерации провел «Совещание об организации летнего отдыха детей и подростков».

На Совещании определены приоритетные направления организации летнего отдыха детей и подростков. К числу основных из них относятся:

- установление специальных требований к закупкам продуктов питания для организаций отдыха и оздоровления детей и подростков;

- разработка единых требований к составлению и ведению реестров организаций отдыха и оздоровления детей и подростков;

- разработка методических рекомендаций по организации отдыха и оздоровления отдельных категорий детей и подростков, нуждающихся в психолого-педагогическом и ином специальном сопровождении, включая требования к численности и квалификации соответствующего персонала.

Одной из задач является обеспечение готовности организаций отдыха и оздоровления детей и подростков к летней оздоровительной кампании 2011 года, включая соответствие таких организаций установленным требованиям к безопасности пребывания в них детей и подростков, а также разработка программы субъектов Российской Федерации по развитию системы отдыха и оздоровления детей и подростков, предусматривающих:

- меры по повышению качества услуг, предоставляемых организациями отдыха и оздоровления детей и подростков;

- меры по улучшению инфраструктуры и материально-технической базы загородных оздоровительных лагерей, а также по созданию новых зон отдыха;

- обеспечение безопасности детей и подростков во время их пребывания в организациях отдыха и оздоровления, а также во время их проезда к месту отдыха и обратно;

- страхование детей и подростков во время их пребывания в организациях отдыха и оздоровления, а также во время их проезда к месту отдыха и обратно;

- подготовку квалифицированных кадров, владеющих современными педагогическими и оздоровительными технологиями, а также технологиями организации досуга детей и подростков.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации Д.А. Медведева от 24 ноября 2010 г. № Пр-3418 и поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Д. Жукова от 31 января 2011 г. № АЖ-П 12-455 Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации разработано и согласовано с Министерством образования и науки Российской Федерации и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти Типовое положение о детском оздоровительном лагере.

Типовое положение разработано в целях координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по проведению оздоровительной кампании детей и обеспечения единого подхода к созданию и организации деятельности детских оздоровительных лагерей.

Управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации планируется охватить контрольно-надзорными мероприятиями 51 685 учреждений, в которых планируется отдых и оздоровление 5 450 797.

В 2011 году самой многочисленной, как и в предыдущие годы, ожидается такая форма отдыха, как отдых детей в лагерях дневного пребывания, которые среди общего числа учреждений составляют основную долю 82,7% (2010 - 77,8%), загородные стационарные лагеря составляют 5,0% (2010 – 5,0%).

С учетом результатов мониторинга в сравнении с данными на 28.04.2011, к началу летней кампании прогнозируется уменьшение числа оздоровительных учреждений.

Снижение числа оздоровительных учреждений обусловлено проведенной в субъектах Российской Федерации реорганизацией общеобразовательных школ, в частности закрытием малокомплектных школ, а также закрытием школ на капитальный ремонт (Пензенская область, Республика Ингушетия).

Планируется увеличение охвата числа детей отдыхом и оздоровлением более чем на 20 тысяч.

Планируется увеличить количество детей в загородных лагерях, палаточных и лагерях труда и отдыха.

По состоянию на 13 мая 2011 года запланировано к работе 42 718 учреждений с дневным пребыванием детей (по состоянию на 28.04.2011 планировалось - 42 745), с числом – 3 140 088детей(по состоянию на 28.04.2011 планировалось – 3 150 425).

В стационарных загородных лагерях планируется оздоровить порядка 1 483 203 детей (на 28.04.2011 – 1 469 717), в 2 584 учреждениях (на 28.04.2011 – 2 587).

В 1 863 палаточных лагерях (на 28.04.2011 – 1 859), планируется отдых 138 957 детей (на 28.04.2011 – 138 046).

В первоочередном порядке будет организован отдых и оздоровление социально незащищенных групп детей (детей–сирот, детей-инвалидов, детей из многодетных и неполных, семей). Планируется отдых 1 464 725 детей данной категории (на 28.04.2011 – 1 467 127 детей).

В целом по стране, за пределами субъектов Российской Федерации планируется организовать отдых около 500 тысяч детей.

На побережье Черного и других морей, планируется отдых – 261 995 детей, в том числе - 87 740 (33,%%) – это дети в трудной жизненной ситуации).

Начало 1-й смены в оздоровительных учреждениях планируется в течение июня месяца, в зависимости от региона и природно-климатических условий.

При этом с 1 по 10 июня планируется заезд 43 834 детей.

С 10 по 20 июня – 4 765 детей.

После 20 июня – 3 292 ребенка.

Из 30 тысяч планов-заданий по подготовке учреждений к летней оздоровительной кампании 2011 года, внастоящее время выполнено 20 516 планов-заданий (77,5%) что на 26% больше, чем по состоянию на 28.04.2011. Большинство субъектов Российской Федерации реализовали планы-задания на 70-100%.

По данным, представленным территориальными управлениями, низкий процент выполнения планов-заданий отмечается в учреждениях Ульяновской области (6,3%), Новосибирской области (6,6%). В Хабаровской крае и в Чукотском АО не реализовано ни одного плана задания.

В субъектах Российской Федерации заключено 86,5% договоров на поставку продуктов питания, что на 20% больше чем по состоянию на 28.04.2011.

В большинстве регионов удельный вес заключенных контрактов составляет 90-100% (Костромская, Астраханская, Волгоградская, Пензенская, Томская области, Республики Коми, Калмыкия, Алтай и другие).

В ряде субъектов Российской Федерации работа по заключению договоров, по-прежнему, проводится медленно.

В Свердловской области, Республиках Адыгея, Дагестан, Мордовия, Тыва и других удельный вес заключенных договоров на поставку продовольствия не превышает 30-50%.

Эффективно отработана первая декада мая месяца по проведениюгигиенической подготовки и аттестации сотрудников оздоровительных учреждений.

В целом по Российской Федерации гигиеническую подготовку и аттестацию еще не прошли 17,1 % работников оздоровительных учреждений (Чукотский и Ненецкий автономные округа – 100 %, Республика Коми – 91,1%).

Более чем на 5 тысяч увеличился показатель планируемых исследований питьевой воды и составляет 33 760.

Данный показатель свидетельствует о том, что для 35% летних учреждений мероприятия по исследованию питьевой воды еще не запланированы.

В целом по Российской Федерации отмечается положительная динамика по подготовке учреждений к приему детей и работе в летний период. Общий удельный вес оздоровительных учреждений, нуждающихся в ремонтных работах (косметический и капитальный), сократился за последние две недели на 8 % и составляет 15,5 %.

При этом, основное снижение количества учреждений, нуждающихся в ремонте связано с завершением косметических ремонтов.

В капитальном ремонте по-прежнему нуждается 323 учреждения, в том числе 242 (75%) – это загородные оздоровительные учреждения.

Анализ мониторинга за выполнением планов-заданий позволяет констатировать, что за время, прошедшее с предыдущего селекторного совещания (22.04.2011) в отдельных субъектах Российской Федерации достаточно медленно идет их реализация.

Так, в Ханты-Мансийском АО выполнено 34,6% планов-заданий и с 22.04.2011 этот показатель увеличился всего на 12 %, в Забайкальском крае – на 13%.

В тоже время, Ставропольский край, Республика Калмыкия, Орловская, Белгородская, Липецкая области активизировали свою работу и реализовали планы-задания на 80-90%.

Основное внимание обращает на себя ход выполнения ремонтных работ. Прежде всего, это касается капитальных ремонтов загородных оздоровительных учреждений.

Так, в Свердловской области - 40% загородных учреждений нуждаются в проведении капитальных ремонтов, в ОАО «РЖД» - 33,3%. Следует отметить, что по сравнению с данными от 22.04.2011 в этих субъектах Российской Федерации положительной динамики нет. Если в Свердловской области за прошедшие три недели капитально отремонтировано всего одно учреждение, то в ОАО «РЖД» - ни одного.

Особое место в подготовке летних оздоровительных учреждений к работе своевременность заключения договоров на поставку пищевых продуктов.

Следует отметить положительную динамику Брянской области, Удмуртской Республике, Республиках Калмыкия, Северная Осетия. Удельный вес заключенных договоров на поставку продовольствия в этих субъектах Российской Федерации составляет 90-100%.

В тоже время, в Свердловской области, Республиках Адыгея, Дагестан, Мордовия, Тыва вопросы заключения договоров на поставку продовольствия решаются крайне медленно.

Следует отметить, что при решении вопросов заключения договоров во внимание должен приниматься не столько сам факт заключения договора с поставщиком, сколько вопросы всех этапов поставки продуктов питания в детские оздоровительные учреждения, необходимо иметь информацию о поставщиках сырья, наличии достаточных объемов складских помещений, а также транспорта, холодильного оборудования, обеспечивающих своевременность доставки продовольствия в летние оздоровительные лагеря и их хранения.

Крайне низко идет подготовка пищеблоков к работе в летнюю кампанию 2011 года. По сравнению с прошедшим 22.04.2011 года селекторным совещанием низкие показатели отмечаются в Республике Дагестан, Забайкальском крае, учреждениях ОАО «РЖД». Удельный вес готовых к работе пищеблоков в этих субъектах Российской Федерации не превышает 55%.

Вызывает обеспокоенность динамика аккарицидной обработки территорий оздоровительных учреждений.

По данным еженедельного мониторинга, а настоящее время, в 64субъектах Российской Федерации в лечебно-профилактические учреждения обратились 33408 пострадавших от укусов клещей, в том числе 9885детей (в 2010 г. – 27348, в т.ч. 7830 детей в 64 субъектах Российской Федерации).

Наибольшее число обратившихся по поводу укусов клещами зарегистрировано: в Кемеровской области – 5503 (в 2010 г. – 631), в Свердловской области – 3437 (в 2010 г. – 2868), в Томской области – 2694(в 2010 г. – 478), в Красноярском крае – 2770 (в 2010 г. – 269), в Алтайском крае – 1967 (в 2010 г. – 1066), в Иркутской – 1378 (в 2010 г.- 310), в Тюменской области – 1588 (в 2010 г. – 1861), в Челябинской области – 794 (в 2010 г. – 1484), в Забайкальском крае – 791(в 2010 г.- 67), в Ярославской области – 689 (в 2010 г. – 1029), в Курганской области – 640 (в 2010 г. – 956), в Вологодской области – 613 (в 2010 г. – 1237).

Зарегистрировано 7 случаев заболевания КВЭ, подтвержденных лабораторно: 2 – в Иркутской области, 2 - в Свердловской области, 2 – в Республике Хакасия, 1 – в Забайкальском крае.

Объемы акарицидных обработок в текущем году возросли в 1,5 раза и составили 5630 га (в 2010 г. – 3716 га).

Несмотря на возросшее число пострадавших в 2011 году из-за раннего потепления, к акарицидным обработкам не приступили в республиках Коми, Тыва, Татарстан, Удмуртия, Мордовия, Чувашия, Белгородская, Владимирская, Рязанская, Калужская, Смоленская, Тамбовская, Новгородская, Тверская, Саратовская, Ульяновская области, г. Санкт-Петербург, г. Москва.

По данным ОАО «Федеральная пассажирская компания» планируется перевезти около 500 тысяч детей, для чего будет назначено более 150 детских поездов (необходимо использование подвижного состава в количестве не менее 1200 вагонов открытого типа, плацкартных).

Для обеспечения детских перевозок планируется сформировать 41 специальный состав из вагонов последних лет постройки, оборудованных установками кондиционирования воздуха и экологически чистыми туалетными комплексами замкнутого типа, которые в летний период будут задействованы только на перевозках детских коллективов.

 

С целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия детей в оздоровительных учреждениях и повышения эффективности их оздоровления в 2011 году необходимо:

 

1. Рекомендовать руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления:

1.1. Предусмотреть принятие оперативных мер по своевременному завершению запланированных мероприятий по подготовке оздоровительных учреждениях к новому сезону.

1.2. Принять меры по обеспечениюдетских оздоровительных учреждений качественными безопасными продуктами питания и сырьем и соблюдение санитарно-эпидемиологических требований на всех этапах логистической цепи обеспечения продовольствием.

1.3. Предусмотреть выделение необходимых средств на завершение противоклещевых обработок и мероприятий по борьбе с грызунами в районах размещения детских оздоровительных учреждений, в целях профилактики клещевого энцефалита, геморрагической лихорадки с почечным синдромом и других.

2. Администрациям организаций, на балансе которых находятся детские оздоровительные учреждения, а также руководителям этих учреждений:

2.1. Завершить подготовку летних оздоровительных учреждений к заезду детей, обратив особое внимание на обеспечение их доброкачественной питьевой водой, необходимым оборудованием и инвентарем в достаточном количестве.

2.2. Обеспечить прохождение гигиенического обучения персонала, поступающего на работу в детские оздоровительные учреждения в полном объеме.

2.3. Осуществлять открытие лагеря только при условии соответствия его санитарно-эпидемиологическим требованиям, подтвержденным санитарно-эпидемиологическим заключением.

3. Главным врачам Федеральных государственных учреждений здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в субъектах Российской Федерации и на железнодорожном транспорте:

3.1. Оптимизировать работу по гигиеническому воспитанию и обучению специалистов в детских оздоровительных учреждениях, с целью их максимального охвата в подготовительный период.

3.2. Обеспечить проведение лабораторно-инструментальных исследований детских оздоровительных учреждений в полном объеме и на бесплатной основе.

3.3. Не допускать взимание платы при приемке детских оздоровительных учреждений, при проведении профилактических медицинских осмотров и гигиенического обучения персонала, направляемого для работы в оздоровительные учреждения, а также медицинских осмотров детей и подростков при оформлении временной занятости на каникулярный период и направлении их в детские оздоровительные учреждения.

4. Руководителям Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и по железнодорожному транспорту:

4.1. Организовать государственный санитарно-эпидемиологический надзор за подготовкой детских оздоровительных учреждений, обратив особое внимание на готовность пищеблоков, медицинских кабинетов, состояние источников питьевого водоснабжения, мест купания и проведения спортивных мероприятий.

4.2. Обеспечить ввод в эксплуатацию летних оздоровительных учреждений только при условии соответствия их санитарно-эпидемиологическим требованиям.

4.3. Провести проверки поставщиков по вопросам соблюдения санитарно-эпидемиологических требований на всех этапах логистической цепи обеспечения продовольствием летних оздоровительных учреждений.

4.4. Обеспечить эстафетное сопровождение поездов, в целях организации контроля за горячим питанием детей в пути следования к местам отдыха и обратно, обеспечением сухим пайком и медицинским сопровождением.

4.5. Сформировать на сайтах реестры детских оздоровительных учреждений, с краткой характеристикой состояния их материально-технической базы, информацией об открытии.

4.6. Обеспечить представление в Федеральную службу достоверных статистических данных о подготовке к летней оздоровительной кампании 2011 года 19.05.2011 и 22.05.2011 в установленном порядке.

Руководитель Г.Г. Онищенко