Доклад О правоприменительной практике, типовых и массовых нарушениях обязательных требований за I квартал 2018г.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

 

 

                        Управление Роспотребнадзора по Рязанской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад

 

О правоприменительной практике, типовых и массовых нарушениях обязательных требований за I квартал 2018г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рязань, 2018

О правоприменительной практике, типовых и массовых  нарушениях обязательных требований

Доклад о правоприменительной практике, типовых и массовых нарушениях обязательных требований за I квартал 2018г. подготовлен во исполнение пункта 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон №294-ФЗ), Методических рекомендаций по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно - надзорной деятельности, одобренных на заседании подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 9 сентября 2016 г. № 7, и приказом Роспотребнадзора от 12 декабря 2016 г. № 1218 «О порядке организации проведения в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека мониторинга правоприменения».

Обзор правоприменительной практики и перечень типичных нарушений подготовлен по результатам проведенных контрольно-надзорных мероприятий.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно - эпидемиологического надзора (ст. 44 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Положение о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 г. № 476) и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей (Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», Положение о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 2 мая 2012 г. № 412).

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Рязанской области (сокращенное наименование – Управление Роспотребнадзора по Рязанской области) является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка на основании Положения, утвержденного приказом Роспотребнадзора от 10.07.2012г. №732 «Об утверждении положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Рязанской области» (с изменениями).

Управление осуществляет свою деятельность на территории Рязанской области непосредственно и через территориальные отделы во взаимодействии с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Рязанской области, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Управление Роспотребнадзора по Рязанской области в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей осуществляет государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов.

При реализации функций по осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей Управление Роспотребнадзора по Рязанской области руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, постановлениями Правительства Российской Федерации, техническими регламентами, санитарными правилами, СанПиНами, гигиеническими нормативами.

Правоприменительная практика законодательства

об организации и  проведении государственного контроля (надзора) в

установленной сфере деятельности

 

В целях реализации приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» Роспотребнадзором проведены мероприятия, направленные на переориентирование надзора, создание и реализацию комплекса профилактических мероприятий, предупреждение нарушений обязательных требований; на внедрение новых форм контроля (надзора), в том числе не требующих взаимодействия с проверяемыми субъектами, а также на повышение прозрачности деятельности Роспотребнадзора при проведении плановых и внеплановых проверок.

Внедрялось новое направление осуществления контроля (надзора) - не за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а за продукцией в обороте с учетом рисков потенциального вреда здоровью населения.

Приоритетным направлением по совершенствованию планирования и осуществления контрольно – надзорной деятельности Управления Роспотребнадзора по Рязанской области являлась реализация Федерального закона от 03.07.2016г. №277-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации»:

- размещение на официальном сайте в сети Интернет перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), а также текстов соответствующих нормативных правовых актов;

- реализация комплекса профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований;

- внедрение новых форм контроля, осуществляемых без взаимодействия с объектами надзора;

- выдача предостережений;

- информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований;

- внедрение ведомственных информационно-аналитических систем при организации и осуществлении контрольно-надзорной деятельности.

 

При организации контрольно - надзорной деятельности в Управлении применен риск - ориентированный подход, сформированы реестры подконтрольных объектов с использованием ведомственной информационной системы, которые поддерживаются в актуальном состоянии. Подконтрольные объекты в полном объеме распределены по категориям риска, информация публична и доступна.

С учетом риск - ориентированного подхода сформирован план проведения плановых проверок на 2018 год. Подавляющее большинство запланированных объектов отнесено к категориям значительного (51,83%) и высокого (27,16%) риска. Объекты, относящиеся к категории низкого риска, не планировались. Субъекты надзора, не допускающие нарушений и не имеющие нареканий со стороны потребителей, в план не включались. В связи с изменением парадигмы федерального государственного контроля (надзора) в 2018 году плановые проверки при реализации функций, связанных с осуществлением федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, не планировались.

 Следствием внедрения риск-ориентированного подхода при подготовке ежегодных планов плановых проверок стало сокращение плановых проверок. Также сократилось количество внеплановых проверок.

За 1 квартал 2018г. специалистами Управления проведено 457 проверок (1 квартал 2017г. – 520), из них 97 или 21,2% плановых и 360 или 78,8% внеплановых.

По всем проверкам, в ходе которых выявлялись правонарушения, выдавались предписания (в 100% случаев).

В ходе проведения проверок выявлено 1181 правонарушение: по результатам плановых проверок – 619 (52,4%), по результатам внеплановых проверок – 562 (47,6%).

Управлением Роспотребнадзора по Рязанской области организована деятельность по осуществлению мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора). За 1 квартал 2018г. выдано 22 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

Проводились предварительные проверки, мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в частности наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации в сети Интернет и средствах массовой информации, наблюдение за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо о действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, обязанность по предоставлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) возложена на такие лица в соответствии с федеральным законом.

Обзор правоприменительной практики подготовлен за 1 квартал 2018 года по результатам контрольно-надзорной деятельности. Типичные нарушения и рекомендации по их устранению «как делать нужно»

В подведение итогов работы за 1 квартал 2018г. проанализированы меры административного воздействия, примененные в целях выявления и пресечения нарушений санитарного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, а также законодательства о техническом регулировании Российской Федерации. 

Должностными лицами Управления в результате проведенных контрольно-надзорных мероприятий составлено 511 протоколов об административных правонарушениях, применено 39 составов КоАП РФ.

Удельный вес составленных протоколов по статьям:

  • ст. 6.3КоАП РФ – 22,3 % (нарушение требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения),
  • ст. 6.4. КоАП РФ – 17,6 % (нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта),
  • ст. 6.7 ч.1 КоАП РФ – 17 % (нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, к учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции),
  • ст. 14.43 ч. 1 КоАП РФ – 12,3 % (нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов),
  • ст. 14.15 – 4,5% (нарушение правил продажи отдельных видов товаров),
  • ст. 6.6 - 4% (нарушение санитарно- эпидемиологических требований к организации питания населения),
  • ст. 14.8 ч.1 - 3,5% (нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы).

65,2 % протоколов составлялось в отношении должностных лиц. Показатель составленных протоколов на юридических лиц - 22%.

В 2 случаях должностными лицами Управления применена мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде ареста товаров и продукции.

При рассмотрении дел об административных правонарушениях должностные лица Управления руководствуются характером совершенного правонарушения, его обстоятельствами и принципом соразмерности назначаемого наказания в целях предупреждения новых правонарушений, в том числе при рассмотрении учитываются:

  • имущественное и финансовое (материальное) положение лица, КоАП РФ
  • возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением (в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, а также их работников за впервые совершенное административное правонарушение) - статья 4.1.1 ч.1 КоАП РФ.

Так, за 1 квартал 2018г., должностными лицами Управления в 92 случаях назначены административные наказания в виде предупреждения, в том числе с применением статьи 4.1.1 ч.1 КоАП РФ - 65, что составляет 70,7% от общего количества вынесенных предупреждений.

Всего, в результате проведенной контрольно-надзорной деятельности за 1 квартал 2018г. Управлением, а также судом (по материалам Управления) за выявленные, должностными лицами Управления, нарушения требований действующего законодательства 612 лиц привлечены к административной ответственности. Применены следующие виды наказаний:

  • административный штраф с конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения – 2 на сумму 10 тыс. рублей;
  • административный штраф – 516 вынесенных постановлений об административном правонарушении (в том числе судебные постановления) на общую сумму 2235,9 тыс. рублей;
  • предупреждения – 92;
  • административное приостановление деятельности – 2-х субъектов.

 

В ходе контрольно-надзорных мероприятий за соблюдением требований технических регламентов основными типичными нарушениями были следующие:

-       при осуществлении процессов производства пищевой продукции производителями не разрабатываются, не внедряются и не поддерживаются процедуры, основанные на принципах ХАССП;

-       не осуществляется контроль за безопасностью изготавливаемой продукции;

-       изготовителями не определяются: перечень опасных факторов, которые могут привести в процессе производства (изготовления) к выпуску в обращение пищевой продукции, не соответствующей требованиям; перечень критических контрольных точек процесса производства; не ведется и не хранится документация о выполнении мероприятий по обеспечению безопасности пищевой продукции;

-       допускается прием пищи непосредственно в производственных помещениях;

-       изготовление продукции, не отвечающей требованиям по показателям идентификации, физико-химическим показателям;

-       у работников, непосредственно контактирующих с пищевой продукцией, не пройдены обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры;

-       допускается совместное хранение сырых продуктов и полуфабрикатов вместе с готовыми пищевыми продуктами, хранение испорченных пищевых продуктов вместе с доброкачественными;

-       осуществляется хранение пищевых продуктов в складских помещениях, подсобных помещениях без стеллажей, поддонов или подтоварников;

-       подготовка, взвешивание и упаковка сырых и готовых к употреблению пищевых продуктов производится на одном оборудовании;

-       допускается продажа продукции в отсутствие документов, подтверждающих ее качество;

-       не обеспечивается безопасность пищевой продукции в процессе ее производства, в том числе по показателям безопасности пищевой продукции (микробиологические, санитарно-химические показатели);

-       в процессе производства продукции не соблюдаются условия хранения и сроки годности продукции и сырья;

-       допускается реализация продукции с нарушением целостности упаковки и в загрязненной таре, без этикеток, загнивших, испорченных, с нарушением целостности кожуры овощей и фруктов; не имеющей установленных сроков годности, а также с истекшими сроками годности;

-       отсутствуют необходимые условия для соблюдения температурных и влажностных условий хранения продукции.

 

При осуществлении федерального государственного санитарно – эпидемиологического надзора выявлялись нарушения санитарных правил СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», допускаемые организациями общественного питания:

- загрузка пищевых продуктов осуществляется со стороны двора жилого дома, с торца здания под окнами жилых квартир (пункт 2.2);

- используются контейнерные площадки многоквартирных жилых домов для сбора мусора и общие с ними контейнеры (пункт 2.6);

- организации общественного питания не оборудованы внутренней системой водоснабжения и канализации (пункт 3.1);

- канализация организации общественного питания, расположенной в жилом доме, объединена с внутридомовой хозяйственно-фекальной канализацией (пункт 3.11);

- в организации отсутствует туалет и раковины для мытья рук посетителей (пункт 3.14);

- осветительные приборы в помещениях общественного питания не очищаются по мере загрязнения (со следами грязи и наличием насекомых внутри плафонов) (п. 4.17);

- объемно-планировочными решениями помещений нарушена последовательность (поточность) технологических процессов, не исключены встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды (пункты 5.1, 8.1);

- отделка стен материалами, не предусматривающими возможность влажной уборки и дезинфекции, нарушение целостности отделки (пункт 5.5);

- для уборки туалетов используется непромаркированный уборочный инвентарь, хранящийся совместно с другим уборочным инвентарем (пункт 5.13);

- неправильное хранение столовых приборов (пункт 5.15);

- не проводится косметический ремонт и покраска по мере необходимости (пункт 5.16);

- организация не обеспечена достаточным количеством необходимого оборудования и предметами материально-технического оснащения (пункты 6.1, 6.11);

- разделочный инвентарь (разделочные ножи и доски) не имеет специальную маркировку (пункт 6.5);

- для мытья кухонной  столовой посуды используется губчатый материал, качественная обработка которого не возможна (пункт 6.19);

- отсутствие в моечном отделении инструкции о правилах мытья посуды и инвентаря с указанием концентраций и объемов применяемых моющих и дезинфицирующих средств (пункт 6.21);

- нарушение условий хранения продуктов по видам продукции (пункты 7.1, 7.23, 7.26 и 7.28);

- нарушение последовательности обработки яиц (пункт 8.19);

- в установленном порядке не проводится бракераж (оценка качества полуфабрикатов, блюд и кулинарных изделий) (пункт 9.1);

- хранение личных вещей, верхней одежды персонала в рабочей зоне (пункт 13.4);

- не проводится производственный контроль (пункт 14.1).

 

При проверках предприятий торговли и общественного питания, реализующих алкогольную продукцию, были установлены следующие нарушения требований Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»:

-       отсутствие лицензии на  право продажи алкогольной продукции;

-       несоблюдение временных и пространственных (вблизи образовательных учреждений, на автозаправочных станциях) ограничений реализации алкогольной продукции;

-       нарушение температурного режима хранения алкогольной продукции;

-       реализация пива в нестационарных павильонах, на остановках общественного транспорта, рядом с детскими учреждениями;

-       оборот алкогольной продукции без установленных сопроводительных документов;

-       предоставление недостоверных сведений о ценах на алкогольную продукцию на ценниках и в прейскурантах;

-       реализация  пива с истекшим сроком годности;

-       продажа алкогольной продукции дистанционным способом (через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет») в нарушение пункта 5 Правил продажи товаров дистанционным способом, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 №612.

Для недопущения впредь нарушений при реализации алкогольной продукции необходимо в соответствии со ст.16 Федерального закона от 22.11.1995 N171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не допускать розничную продажу алкогольной продукции:

  • в нестационарных торговых объектах;
  • без сопроводительных документов, без информации, без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, без маркировки, с истекшим сроком годности.

 

При проверках реализации табачных изделий выявлены нарушения требований Федерального закона от 23.02.2013г. №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»: 

-продажа табачных изделий в торговых предприятиях, расположенных  в 100м зоне ограничения от территории, прилегающей к образовательным учреждениям;

-отсутствие прейскуранта цен на реализуемые табачные изделия;

-занижение минимальной розничной цены.

     

Особое внимание уделяется контролю за отдыхом и оздоровлением детей.

Благодаря принятым Правительством Российской Федерации мерам, изменения, внесенные в статьи 1 и 42 Федерального закона от 30 марта 1999г. №52-ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения», определили правовые основания для выдачи с 10 августа 2017г. санитарно – эпидемиологического заключения о соответствии деятельности, осуществляемой организацией отдыха детей и их оздоровления, санитарно – эпидемиологическим требованиям.

В прошедшем году в летних оздоровительных организациях удалось обеспечить стабильную санитарно – эпидемиологическую обстановку, выполнение норм питания детей.

Вместе с тем, при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора выявлялись нарушения СанПиН 2.4.4.3155-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей»; СанПиН 2.4.2.2842-11 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы лагерей труда и отдыха для подростков»;  СанПиН 2.4.2.2843-11 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы детских санаториев»; СанПиН 2.4.4.2599-10  «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул».

Наиболее типичными нарушениями установленных требований являлись:

  • несоответствие  внутренней отделки различных помещений гигиеническим требованиям, нарушения правил режима уборки и обработки, содержания и оборудования помещений,
  • некачественная уборка территории учреждения;
  • несоблюдение правил товарного соседства при хранении продуктов;
  • отсутствие маркировки на рабочем инвентаре, использование инвентаря не в соответствии с маркировкой;
  • нарушение ведения медико-санитарной документации на пищеблоке;
  • неудовлетворительные результаты лабораторного контроля проб готовых блюд, дезинфицирующих средств;
  • не проведение в полном объеме профилактических, противоэпидемических мероприятий.

Для недопущения впредь вышеуказанных нарушений необходимо обеспечить безусловное соблюдение требований санитарного законодательства:

- обеспечить соответствие внутренней отделки помещений гигиеническим требованиям (гладкость и целостность поверхностей, отсутствие дефектов, возможность проведения уборки с применением моющих и дезинфицирующих средств);

- соблюдать санитарно-эпидемиологические требования к режиму уборки и обработки помещений, оборудования и инвентаря;

- ежедневно проводить качественную уборку, очистку территории учреждения;

- обеспечить соблюдение правил товарного соседства при хранении продуктов; маркировку всего имеющегося оборудования и инвентаря, использовать инвентарь строго по назначению в соответствии с маркировкой;

- регулярно вести медико-санитарную документацию на пищеблоке согласно установленной санитарными правилами форме;

- соблюдать технологию приготовления блюд и правила обработки продуктов; 

- проводить в полном объеме профилактические, противоэпидемические мероприятия.

 

В ходе проверок дошкольных учреждений выявлялись следующие основные нарушения СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»:

- не соответствие внутренней отделки различных помещений детского сада (нарушение целостности потолка, стен, пола, следы поражения грибком, невозможность проведения влажной уборки и дезинфекции);

- не соответствие фактического рациона питания утвержденному примерному меню по выходу блюд и объему порций;

- не соблюдение условий хранения и сроков годности продуктов;

- не соблюдение сроков смены постельного белья и полотенец;

- отсутствие контроля за температурным режимом в группах, не оборудованы термометрами помещения приемных и туалетных групп;

- отсутствие шкафов для хранения уборочного инвентаря в санитарных узлах групп;

- не соблюдение кратности и объема медосмотров персонала;

- персонал не в полном объеме привит в рамках Национального календаря прививок;

-спецодежда воспитателей не отвечает требованиям санитарных правил, вместо халатов светлых тонов воспитатели используют домашнюю одежду или фартуки.

 

В ходе проверок общеобразовательных организаций отмечались следующие наиболее типичные нарушения СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»:

- не соответствие внутренней отделки помещений школ (нарушение целостности стен, потолка и пола, протекание кровли, невозможность проведения влажной уборки и дезинфекции), не проведение своевременного ремонта помещений;

- несоблюдение режима проветривания учебных помещений, в т.ч. в период сезонного подъема заболеваемости гриппом и ОРВИ и рекреаций;

- отсутствие специализированной подсветки классных досок (софиты);

- составление расписания уроков без учета дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов;

- не соответствие учебной мебели ростовым показателям учащихся;

-несоблюдение санитарно – эпидемиологического режима, нарушения при ведении документации на пищеблоке, правил мытья посуды, маркировки разделочного инвентаря, использование посуды со сколами, трещинами;

- совместное хранение уборочного инвентаря для туалетов с другим уборочным инвентарем;

- нарушение требований к кратности и объему медосмотров персонала общеобразовательных организаций, его гигиеническому обучению и аттестации;

- неполная привитость персонала в соответствии с Национальным календарем прививок (против дифтерии, столбняка, вирусного гепатита В).

При проверках выявляется неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние отдельных производственных и санитарно-бытовых помещений, а именно: не производится своевременно необходимый косметический ремонт помещений и коммуникаций, что является нарушением требований ст.24 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

 

При проверках хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в области услуг по перевозке организованных групп детей, выявлялись нарушения требований СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», а именно своевременно не осуществлялся лабораторный контроль за факторами внешней среды рабочих мест водителей (гигиенические показатели шума, вибрации, воздуха рабочей зоны). Также выявлялись нарушения в части соблюдения Федерального закона от 23.02.2013г. №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» - отсутствие в салонах транспортных средств знаков, запрещающих курение.

При проверках объектов оказания гостиничных услуг и мест проведений массовых мероприятий выявлялись нарушения в части требований к соблюдению санитарно-эпидемиологического режима при проведении влажных уборок, применения дезинфицирующих средств без необходимых сопроводительных документов.

Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта: согласно п.1 при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В ходе проверок деятельности промышленных предприятий отмечались следующие наиболее типичные нарушения СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочим инструментам», СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах», ГН 2.2.5.1313-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны»:

- не проводится производственный контроль посредством проведения лабораторных исследований и испытаний за содержанием вредных веществ в производственном помещении;

- периодические медицинские осмотры организованы без учета всех вредных и канцерогеноопасных факторов, указанных в Приказе Минздравсоцразвития от 12.04.2011г. №302-н;

-   не соответствуют требуемым нормативам показатели искусственного освещения на рабочих местах;

- не используются средства индивидуальной защиты органов слуха при превышении уровней шума на рабочих местах.

 

Согласно СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»:

 

- поверхность стен, полов и потолков помещений должна быть гладкой, без дефектов, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к обработке моющими и дезинфицирующими средствами (пункт 4.2.).

- покрытие пола должно плотно прилегать к основанию. Сопряжение стен и полов должно иметь закругленное сечение, стыки должны быть герметичными. При использовании линолеумных покрытий края линолеума у стен могут быть подведены под плинтусы или возведены на стены. Швы примыкающих друг к другу листов линолеума должны быть пропаяны (пункт 4.3.).

-во врачебных кабинетах, комнатах и кабинетах персонала должны быть установлены умывальники с подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями (пункт  5.5.). 

- в кабинетах, где проводится обработка инструментов, следует предусматривать отдельную раковину для мытья рук или двугнездную раковину (мойку) (пункт 5.8.).

- медицинские изделия многократного применения подлежат последовательно: дезинфекции, предстерилизационной очистке, стерилизации, последующему хранению в условиях, исключающих вторичную контаминацию микроорганизмами (пункт 2.1.).

- в лечебных, диагностических и вспомогательных помещениях, кроме административных, должна использоваться медицинская мебель. Наружная и внутренняя поверхность медицинской мебели должна быть гладкой и выполнена из материалов, устойчивых к воздействию моющих и дезинфицирующих средств (пункт 8.8.).

- хранение уборочного инвентаря необходимо осуществлять в специально выделенном помещении или шкафу вне помещений рабочих кабинетов (пункт 11.11.).

- медицинский персонал должен быть обеспечен в достаточном количестве эффективными средствами для мытья и обеззараживания рук, а также средствами для ухода за кожей рук (кремы, лосьоны, бальзамы и др.) для снижения риска возникновения контактных дерматитов (пункт 12.3.). 

- для мытья рук применяют жидкое мыло с помощью дозатора (диспенсера) (пункт 12.4.3.).

- емкости с рабочими растворами дезинфекционных средств должны быть снабжены плотно прилегающими крышками, иметь четкие надписи или этикетки с указанием средства, его концентрации, назначения, даты приготовления, предельного срока годности раствора (пункт 11.3.).

 

При осуществлении надзора за производством и реализацией продукции легкой промышленности, в том числе детского ассортимента, во исполнение приказа Роспотребнадзора от 11.09.2017 №843 «О выявлении и пресечении незаконного ввоза, производства и оборота на территории Российской Федерации продукции легкой промышленности, в том числе контрафактной» с целью реализации  поручения Президента Российской Федерации от 08.09.2017 № Пр-1776, отмечались нарушения  законодательства в области технического регулирования в части маркировки продукции. Требования к маркировке продукции легкой промышленности, предназначенной для взрослых и детей, установлены техническими регламентами Таможенного союза  ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности», ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков».

         Наиболее типичными нарушениями по маркировке продукции являлись:

- недостаточный объём информации, представленной на картонных и вшивных ярлыках, прикреплённых к изделиям.

         В маркировке продукции лёгкой промышленности, предназначенной для взрослых, отсутствовала следующая обязательная информация: «юридический адрес изготовителя, или продавца или уполномоченного изготовителем лица; единый знак обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза; гарантийные обязательства изготовителя (при необходимости); дата изготовления; номер партии продукции (при необходимости)» (п.1 ст.9  ТР ТС 017/2011). Также отсутствовала дополнительная информация: «модель; инструкция по особенностям ухода за изделием в процессе эксплуатации (при необходимости)» (п.2 ст.9 ТР ТС 017/2011).

         В маркировке продукции лёгкой промышленности, предназначенной для детей и подростков, отсутствовала следующая информация: «наименование и местонахождение изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортёра, дистрибьютера; единый знак обращения на рынке; дата изготовления» (п.2 ст.9  ТР ТС 007/2011). Также  в  информации о размере детской одежды не были учтены требования п.8 ст.9 ТР ТС 007/2011, а именно: «Маркировка одежды, изделий из текстильных материалов, кожи, меха, трикотажных изделий и готовых штучных текстильных изделий в дополнение к обязательным требованиям должна иметь информацию с указанием: размера изделия в соответствии с типовой размерной шкалой или требованиями нормативного документа на конкретный вид продукции»;

- имеющаяся информация по маркировке продукции представлена не на русском языке (п.3 ст.9 ТР ТС 007/2011, п.3 ст.9 ТР ТС 017/2011).

 

При продаже товаров дистанционным способом и по образцам допускались следующие нарушения:

-      несоблюдение пунктов 8, 9 и 32 Правил продажи товаров дистанционным способом: продавец не предоставляет информацию о полном фирменном наименовании продавца, в момент доставки товара покупателю не предоставляются сведения о товаре, о порядке и сроках возврата товара потребителем;

-      в нарушение пункта 6 Правил продажи товаров по образцам, утвержденных постановлением Правительства  Российской Федерации от 21 июля 1997 г. №918, продавцы не доводят до сведения покупателя информацию о своей организации и режиме ее работы, вопреки требованию пункта 7 Правил при демонстрации образцов-товаров в месте продажи товаров, не предоставляют полную и достоверную информацию о товаре и его изготовителе, в нарушение пункта 12 данного нормативного правового акта данные правила в наглядной и доступной форме не доводятся продавцом до сведения покупателей;

-      нарушения статьи 10 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» №2300-1, пункта 11 Правил продажи отдельных видов товаров, п.8 Правил продажи товаров дистанционным способом, в части размещения на сайте в сети «Интернет» продукции по цене иной, чем предложено при покупке.

 

 

При осуществлении надзора за объектами транспортной инфраструктуры наиболее типичными нарушениями явились:

-нарушение требований пункта 21 Правил перевозок (перевозчик не предоставляет пассажиру право на бесплатное пользование туалетами, размещенными в зданиях автовокзала, автостанции, при наличии билета, подтверждающего право проезда по маршруту регулярных перевозок, в состав которого включен остановочный пункт, расположенный на территории этого автовокзала или автостанции);

- нарушение части 2 статьи 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей» (при покупке проездного билета в кассах автовокзала без согласия пассажиров включают дополнительную плату за страховку).

 

При проверках платных медицинских услуг выявляются типичные нарушения Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012г. №1006:

-  не доводятся исполнителем до сведения потребителя в наглядной и доступной форме  правила предоставления услуг (п.5);

- при заключении договора потребителю не предоставляется в доступной форме информация о возможности получения соответствующих видов и объемов медицинской помощи без взимания платы в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (п. 6);

- исполнитель не предоставляет посредством размещения на сайте медицинской организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"  необходимую и достоверную информацию  об исполнителе услуг и оказываемых услугах. На информационных стендах (стойках) медицинской организации не представлена информация, содержащая сведения об исполнителе услуг и оказываемых услугах (п. 11).

-  до заключения договора исполнитель в письменной форме не уведомляет потребителя о том, что несоблюдение указаний (рекомендаций) исполнителя (медицинского работника, предоставляющего платную медицинскую услугу), в том числе назначенного режима лечения, могут снизить качество предоставляемой платной медицинской услуги, повлечь за собой невозможность ее завершения в срок или отрицательно сказаться на состоянии здоровья потребителя (п. 15); 

- договора на оказание платных медицинских услуг  не заключаются потребителем и исполнителем в письменной форме, либо не содержат необходимых сведений об исполнителе услуг и оказываемых услугах (п. 16, п. 17).

Для недопущения указанных нарушений необходимо осуществлять деятельность в  соответствии с требованиями Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 г. № 1006.

 

 

 

Рекомендации по недопущению нарушений

обязательных требований законодательства

 

В целях недопущения нарушений обязательных требований санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства в области защиты прав потребителей Управление рекомендует юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям мероприятия, способствующие их устранению:

- Организовать систематическое изучение требований санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей, в соответствии с осуществляемым видом деятельности.

- Организовать эффективный производственный контроль соблюдения обязательных требований; при выявлении нарушений проводить дополнительную подготовку (инструктаж, аттестацию) персонала на знание требований нормативных документов.

- Обеспечить соответствие производственных объектов, используемых при осуществлении деятельности, предъявляемым требованиям, в том числе по площади, набору помещений и их содержанию, оборудованию.

 

Разъяснения новых требований нормативных правовых актов

Внесены изменения в законодательство:

– Федеральный закон 31.12.2014 № 521-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» в части установления ответственности за нарушение обязательных требований к маркировке пищевой продукции, полученной с применением генно-инженерно-модифицированных организмов;

 – Федеральный закон от 18 июля 2017 года № 175-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (статья 14.46.2). Федеральным законом установлена административная ответственность изготовителя (исполнителя, продавца или лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) за непринятие мер по предотвращению причинения вреда при обращении продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов;

- Федеральный закон от 05.02.2018 N 13-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части введения административной ответственности за незаконную реализацию входных билетов на матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года";

– внесен в Государственную Думу законопроект об интернет-агрегаторах, которым предлагается внести изменения в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», направленные на восполнение пробелов в правовом регулировании при реализации товаров и услуг в интернете и создание дополнительных механизмов для защиты прав потребителей, приобретающих товары и услуги в интернете;

– в законодательство возвращен механизм «контрольной закупки»;

– запущена система, обеспечивающая прослеживаемость оборота товаров (маркировка контрольными (идентификационными) знаками меховых изделий, запущен добровольный эксперимент по маркировке табачных изделий).

 

Контрольная закупка

 

С 1 января 2017 года Федеральным законом от 03.07.2016 № 277-ФЗ введена ст.16.1 Федерального закона  № 294-ФЗ «Контрольная закупка».

В соответствии с Федеральным законом N294-ФЗ проведение контрольной закупки допускается исключительно в случаях, установленных федеральными законами, регулирующими организацию и осуществление отдельных видов государственного контроля (надзора).

Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Федеральный закон «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» в части применения Роспотребнадзором при осуществлении контрольно-надзорных полномочий такой формы мероприятия по контролю, как контрольная закупка.

Законопроект принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении 10.11.2017г..

 

О проведении эксперимента по маркировке табачной продукции средствами идентификации и мониторингу табачной продукции

 

С 14 декабря 2017г. вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 27.11.2017 №1433 «О проведении эксперимента по маркировке табачной продукции средствами идентификации и мониторингу табачной продукции».

В соответствии с указанным постановлением с 15 января по 31 декабря 2018 года на территории Российской Федерации проводится эксперимент по маркировке табачной продукции средствами идентификации и мониторингу табачной продукции.

Субъекты обращения табачной продукции участвуют в эксперименте на добровольной основе.

Уполномоченным  федеральным органом исполнительной власти на обеспечение проведения эксперимента, совместно с другими федеральными органами, также определена Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Контроль за оборотом маркированных табачных изделий на территории Российской Федерации осуществляется территориальными органами Роспотребнадзора в порядке, установленном Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

 

О внесении изменений в КоАП РФ

 

Федеральным законом от 05.02.2018 N 13-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части введения административной ответственности за незаконную реализацию входных билетов на матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года" с 16.02.2018 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен двумя новым статьями:

 

Статья 14.15.2. «Незаконная реализация входных билетов на матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года или документов, дающих право на их получение».

Статья 14.15.3. «Реализация поддельных входных билетов на матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года или поддельных документов, дающих право на получение входных билетов на матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года».

Статьи предусматривают наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, на юридических лиц.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.15.2 и 14.15.3 КоАП РФ, рассматриваются в десятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела, при этом продление указанного срока не допускается. Уполномоченными органом на возбуждение производства по делу об административном правонарушении по вышеуказанным статьям является Роспотребнадзор.

 

  • о недопустимости нарушения обязательных требований

 

В связи с внесением изменений в Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" территориальные органы Роспотребнадзора наделены полномочием по направлению в адрес юридических лиц, индивидуальных предпринимателей предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.

Предостережение направляется при наличии у органа государственного контроля (надзора) сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, при условии, что данные нарушения не  причинили вред жизни, здоровью граждан, окружающей среде либо не создали непосредственную угрозу указанных последствий. Также, одним из условий направления предостережения является отсутствие ранее привлечения к ответственности юридического лица, индивидуального предпринимателя за нарушение соответствующих требований.

Порядок составления и направления органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, утвержден Постановлением Правительства РФ от 10.02.2017 N 166.

В соответствии с указанным Порядком предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований содержит  информацию о том, какие действия (бездействие) юридического лица, индивидуального предпринимателя приводят или могут привести к нарушению обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также предложение юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Предостережение не может содержать требования о предоставлении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем сведений и документов. Однако, юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) предлагается направить в установленный предостережением срок (не менее 60 дней со дня направления предостережения) уведомление об исполнении предостережения в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.

По результатам рассмотрения предостережения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем могут быть поданы в орган государственного контроля (надзора), направивший предостережение, возражения.

Орган государственного контроля (надзора) рассматривает возражения, по итогам рассмотрения направляет юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в течение 20 рабочих дней со дня получения возражений ответ.

Результаты рассмотрения возражений используются органом государственного контроля (надзора) для целей организации и проведения мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований, совершенствования применения риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора) и иных целей, не связанных с ограничением прав и свобод юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

 

Предварительная проверка

 

При отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, достаточных данных о нарушении обязательных требований либо о фактах, свидетельствующих об угрозе возникновения причинения вреда или причинения вреда, нарушения прав потребителя,  уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора), может быть проведена предварительная проверка поступившей информации. В ходе проведения предварительной проверки принимаются меры по запросу дополнительных сведений и материалов (в том числе в устном порядке) у лиц, направивших заявления и обращения, представивших информацию, проводится рассмотрение документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора),  при необходимости проводятся мероприятия по контролю, осуществляемые без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и без возложения на указанных лиц обязанности по представлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора). В рамках предварительной проверки у юридического лица, индивидуального предпринимателя могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации, но представление таких пояснений и иных документов не является обязательным.

Предварительная проверка может быть проведена только в случае, если отсутствует достоверная информация в обращении, заявлении, информации:

  • О лице, допустившем нарушение обязательных требований;
  • О достаточных данных о нарушении обязательных требований;
  • О фактах, указанных в п.2 ч. 2 ст. 10, в т.ч.:
  • угроза причинения вреда жизни и здоровью;
  • причинение вреда жизни и здоровью;

При рассмотрении обращений, информации и решении вопроса о проведении предварительной проверки необходимо различать понятия «отсутствует информация» и «отсутствует достоверная информация», последнее характеризуется наличием информации, но при наличии объективных данных такая информация вызывает сомнения у должностного лица.

При отсутствии вышеуказанной информации проверка не проводится, заявителю по результатам рассмотрения обращения дается ответ о невозможности проведения проверки поскольку отсутствует информация.

По результатам предварительной проверки должно быть принято одно из следующих решений в случае, если выявлено лицо (а), допустившее (ие) нарушение обязательных требований и получены достаточные данные о нарушении обязательных требований, либо о фактах, указанных в части 2 ст.10 - выносится мотивированное представление о назначении внеплановой проверки. Предварительная проверка, внеплановая проверка прекращаются, если после начала соответствующей проверки выявлена анонимность обращения или заявления, явившихся поводом для ее организации, либо установлены заведомо недостоверные сведения, содержащиеся в обращении или заявлении. (ч.3.4 ст. 10).

                                                                     

О проверочных листах

 Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.06.2017 № 707 «О внесении изменений в Положение о Федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре» предусмотрено установление обязанности использования Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека проверочных листов (списков контрольных вопросов) при проведении плановых проверок отдельных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В целях реализации указанного постановления приказом Роспотребнадзора от 18.09.2017 № 860 разработаны и утверждены проверочные листы (чек-листы) для объектов общественного питания, торговли, парикмахерских, салонов красоты, соляриев. Приказ вступил в силу 06 января 2018г.

Проверочный лист содержит исчерпывающий перечень вопросов, подлежащих проверке, соотнесенный с реквизитами нормативных правовых актов.

Перечисленные в проверочном листе нормативные правовые акты определяют предмет плановой проверки.

В ходе проведения плановых проверок с использованием проверочных листов проверка осуществляется исключительно по вопросам, включенным в указанные проверочные листы. Данные требования на внеплановые проверки не распространяются.

 

Мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями

 

С 1 января 2017 года вступили в силу положения, изложенные в статье 8.3  Федерального закона 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)», установленные  Федеральным законом от 03.07.2016 N 277-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации" относительно организации и порядка проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Согласно ч. 2 ст. 8.3 Федерального закона 294-ФЗ мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями проводятся на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора).

В соответствии с положениями части 4 статьи 8.3 Федерального закона 294-ФЗ, порядок оформления и содержание указанных выше заданий, а также порядок оформления должностными лицами органа государственного контроля (надзора) результатов мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями устанавливаются федеральными органами исполнительной власти.

Об изменениях в порядке рассмотрения обращений граждан

Федеральным законом от 27 ноября 2017года №355-ФЗ внесены в Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ следующие изменения.

 Согласно части 3 статьи 7 обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном Федеральным законом №59-ФЗ. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме.

Ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме. Кроме того, на поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу обращение, содержащее предложение, заявление или жалобу, которые затрагивают интересы неопределенного круга лиц, в частности на обращение, в котором обжалуется судебное решение, вынесенное в отношении неопределенного круга лиц, ответ, в том числе с разъяснением порядка обжалования судебного решения, может быть размещен с соблюдением требований части 2 статьи 6 настоящего Федерального закона на официальном сайте данных государственного органа или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет (часть 4 статьи 10 Закона).

В соответствии с дополнением статьи 11 Закона часть 4.1 ...в случае, если текст письменного обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение.

В случае поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменного обращения, содержащего вопрос, ответ на который размещен в соответствии с частью 4 статьи 10 настоящего Федерального закона на официальном сайте данных государственного органа или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», гражданину, направившему обращение, в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается электронный адрес официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на котором размещен ответ на вопрос, поставленный в обращении, при этом обращение, содержащее обжалование судебного решения, не возвращается (часть 5.1 статьи 11 Закона).

 

Файл документа: